Гонка о космосе: как СССР был мировым лидером в кинофантастике
После запуска советского спутника и полёта Гагарина таким же прорывом в области кино стала лента киностудии «Леннаучфильм» 1962 года «Планета бурь».
Режиссёра Павла Клушанцева с тех пор считают родоначальником жанра игровой кинофантастики. Множество его изобретений, трюков и приёмов съёмки заимствовали потом кинематографисты разных стран.
В Америке в перемонтированном и переозвученном виде «Планета бурь» стала сразу двумя голливудскими фильмами, пусть и категории «B»: «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). Исполнивший главную роль в советском первоисточнике Георгий Жжёнов, сам того не ведая, стал звездой американского кино.
Есть легенда, что во время своего первого визита в СССР Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. На вопрос «кто это?» Лукас вроде бы ответил: «Крёстный отец «Звёздных войн». Встреча так и не состоялась.
Зато в 1992 году постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, никому не нужный в безвременье Клушанцев даром отдал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков. Их использовали на съёмках второго «Терминатора».
Но через шесть лет после «Планеты бурь», в 1968-м, Стэнли Кубрик выпустил «Космическую одиссею 2001 года». И мы осознали, что уже отстаём. А тут ещё и высадка американцев на Луне.
Ещё через четыре года репутация наша была подправлена. «Солярис» Андрея Тарковского взял два приза в Каннах. Тоже космическая фантастика, хоть и с лёгким привкусом постмодерна. В картине работал великолепный художник Михаил Ромадин. Впрочем, прекрасны там все.
Техническая изощрённость в таком жанре, как космическая фантастика, противопоказана, если исполняется неумело. Вспомним спускающийся на трёх ниточках корабль землян в фильме Ричарда Викторова «Отроки во Вселенной». Ниточки видны были. Теперь, наверное, их замазали, а тогда не умели. Картонная стыдоба.
А вот в начисто забытом фильме «Таинственная стена» Ирины Поволоцкой и Михаила Садковича 1967 года нет никакой графики и картонных интерьеров со «стрелками осциллографов». А впечатление производит. Говорят, даже Стругацкие что-то оттуда утянули. Лента всё ещё смотрится, если делать поправку на время.
Есть там удивительный эпизод, как сейчас бы сказали, виртуальной реальности, с первого взгляда неотличимой от настоящей. Атмосфера, сходная с недобрым сном из «Начала» Кристофера Нолана. Ощущения те же, даже сильнее, в немалой степени за счёт чёрно-белой фактуры.
Дорогого стоит и притча-антиутопия «Кин-дза-дза!» Данелии. Два советских гражданина из бархатного брежневского авторитаризма, кроме которого ничего не видели, попадают в карнавальный капитализм в стиле киберпанк с совершенно абсурдной с точки зрения тогдашнего зрителя расово-имущественной иерархией.
Формация бесчеловечна по своей природе, в ней отсутствуют хоть какие-нибудь морально-этические нормы. Патологический индивидуализм и жажда стяжательства.
Год выпуска – 1986. Чувствуется весь ужас надвигавшейся на нашу страну катастрофы.
Кинофантастику мы делать умели. Теперь самое время вспоминать. На Луну ведь летим.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.