Ставим гадалочку: почему вокруг так много эзотерики
Пишут, рейтинги мистических передач на российском телевидении значительно выросли. Как и спрос на тематическую литературу, кино и «обучающие курсы».
Столоверчение пошло в народ. Точнее, его пропихивают.
Высмеивать аристократов и гнилую интеллигенцию, гадавшую до 1917 года на кофейной гуще, рисующую натальные карты, тасующую карты Таро, лапающую тарелочку, – общее место советского кинематографа. И было оно недалеко от истины.
Богатые дома и богемные салоны с наступлением Серебряного века накрыло модой на эзотерику.
Простой люд декадентства не понимал и тихонько над сходящими с ума барами подхихикивал. Во всяком случае, именно так показывали в игровых фильмах про Ильича и революцию.
Из всего этого советский зритель выносил, что повальное увлечение разного рода экстрасенсорингом – занятие праздных социальных прослоек. Мол, люди с нормальной работой столами не вертят, как, например, и педерастию не практикуют.
Ныне всё повторяется на новом витке, но иначе.
Теперь за ломберный столик с тарелочкой зовут как раз простаков. Слова и музыка – народные. Потомственная ведунья Гликерия, накрашенная под цыганку, зрит в грядущее. А вокруг свечи, стеклянные шары и астральная бижутерия.
Работают на популяризацию и сериалы про чародеев и ясновидящих. Бьёт все рейтинги «Слепая», снятая на мобильный телефон по десять серий за день, с актёрами, набранными с улицы.
Зрителю всё это и вправду без всякой подсказки так нравится или его сознательно подсаживают? Как в своё время на мексиканское «мыло» и «Санта-Барбару».
Совсем не спрос рождает предложение, всё давно уже в нашем мире ровно наоборот. Это любой пиарщик подтвердит: перед тем, как стать спросом, предложение навязывается.
Временами кажется, что иные продюсеры пытаются привить публике ощущение смутного времени. Может быть, они сами в таком состоянии пребывают и, как товарищ Шариков, хотят, чтобы все. Оттого «контент» и наполняется низкопробной мистикой.
Ведь не получает же телевидение мешок писем трудящихся с просьбой показать с экранов что-нибудь эдакое. Нет, сначала его крутят беспрерывно, а потом отмечают рост популярности.
В давнем фильме «Факты минувшего дня», поставленного Владимиром Басовым по роману Юрия Скопа, есть примечательный вопрос, который задаёт обаятельный циник Шаганский, начальник бюро социальной психологии и социологических исследований. С лениво-вальяжной интонацией Ширвиндта, который его и играет.
«Так вот я бы и хотел знать заранее. Что бы хотелось вам в результате исследования, которое заказываете вы, иметь от меня? Плюс? Минус? Баланс плюса и минуса или так, как оно и есть на самом деле? Поверьте, это немаловажно».
Кажется мне, что рост популярности астральных тел отмечают те, кто сам их в эфир запузыривает. Публика же в известном смысле податлива.
Так, может, просто предложить ей другое меню?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.