Плохосфера: почему соцсети больше обсуждают негативные новости
Наши наносят невиданные удары возмездия по инфраструктуре Одессы, а Киев в ответ бьёт, но не так больно по крымскому полигону. И в наших соцсетях реакция на негативную новость оказывается гораздо сильнее. О какой особенности коллективного сознания это говорит?
Так же было при недавней поездке Зеленского в страны Причерноморья. Его в Болгарии послали почти открытым текстом, впервые в стране ЕС – настолько внятно. Важный политический поворот. Наша блогосфера обсуждала его, конечно.
Но через день Эрдоган вернул Зеленскому пятерых его вояк, пленённых под Мариуполем. И это неприятное для нас, но вовсе не такое уж знаковое событие опять вызвало шквал куда более сильный, чем реакция на новости из Софии.
Существует почти философское понятие «общественный пессимизм». Это такое скверное состояние общества, когда оно в упор не видит успехов и побед, но с мазохизмом смакует неудачи и ошибки.
Человеческая природа уж так устроена, что всё хорошее воспринимается как должное, а на плохом принято зацикливаться. Но природу общественного бессознательного властям надлежит контролировать.
Упаси нас Господь от лакировки действительности и от шор на глазах общественности, когда речь заходит об ошибках и некомпетентности руководства. Давно живущим памятны такого рода явления, развалившие в своё время СССР.
Но примерно такова же печальная роль в этом развале и у общественного пессимизма. Лозунг «Так жить нельзя» в своё время наделал много бед, подвиг многих к скоропалительным выводам и поступкам, результаты которых расхлёбываем до сих пор.
Дихотомия. С одной стороны, нам отвратительны заливающиеся соловьями про то, как всё у нас прекрасно, с другой стороны, схожую реакцию вызывают накачивающие общество негативом.
Что с этим делать? Не берусь сказать конкретно. Но уверен, что с настроениями «всёпропальчества» надо бороться с не меньшим пылом, чем с лакировщиками. И уж во всяком случае называть обе проблемы проблемами и их искоренять.
Человеку нужен баланс, в том числе эмоциональный. Глупо ждать, что власть издаст распоряжение всем быть оптимистами.
Но напомню, как светлый советский фильм «В шесть часов вечера после войны» начали снимать в тревожном 1943-м, когда до Победы было ещё ой-ой-ой сколько дней и ночей. И на фронтах было очень непросто.
Генеральный продюсер Сталин понимал, что оптимизм – одно из главных свойств русского человека. Давайте и мы будем не забывать об этом и попробуем относиться к новостям с чуть меньшей тревогой.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.