ok
Пан в капкан: как с уходом Ермака изменится жизнь Украинской православной церкви
Фото © EPA / ТАСС

О (не)возможных переменах – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.

«Андрей Борисович, а Вы уверены, что у Вас есть полномочия, чтобы назначать кого-то на руководящие должности в нашей Церкви?» – спрашивает актер в костюме священника. «Думаю, что да», – уверенным тоном отвечает громоздкая фигура в характерной гимнастерке.

Ермак – архитектор современной Украины. В том числе и в плане религиозной политики. Одно из основных ее направлений – форсированная десакрализация церковных институтов и целенаправленное превращение Церкви в цирк. Насаждение китча и постмодерна в религиозном контексте при поддержке власти.

Дело не столько в том, что Ермак пытался рулить внутрицерковными процессами, сколько в том, что он сумел романтизировать в своей стране образ «серого кардинала».

Он смог обставить дело так, что высшее духовенство не только не испытывало отвращения к нему как к гонителю, но даже восторгалось его талантом и харизмой, увлекалось расшифровкой замысловатых узоров его церковно-политических интриг.

Сегодня, когда он уволен, многие вспоминают нашумевшую сентябрьскую обложку украинского журнала NV: Зеленский, Ермак и спичрайтер Дмитрий Литвин в церковных облачениях, с ангельскими крыльями за спиной и нимбами над головой, где-то там же красуется надпись «Верховная Троица». И да, это была не сатира и не пародия на власть. Это была именно государственная религиозная политика.

Ермак, которого называли «продюсером Зеленского», снимал фильмы и сериалы. Свои отношения с институтом Церкви он строил в формате бесконечного спектакля и перформанса. Считается, что именно с личной подачи Ермака 15 декабря 2023 года, в пятилетнюю годовщину создания ПЦУ и начала украинского церковного раскола, центр предновогоднего Киева украсили иудейскими менорами. Иначе говоря, все делалось по принципу «больше ада».

За ширмой этого бесконечного карнавала творились очень темные дела, создавались предельно жесткие схемы. Известно, что именно Ермак разработал безотказно работающий механизм по переводу общин УПЦ в состав провластной ПЦУ. Понимая, что сами верующие добровольно на такой шаг не пойдут, он провоцировал на силовые действия местных чиновников.

Именно с Ермаком связывают и практику украинского режима «ломать» защитников УПЦ. В частности, считается, что за печальной судьбой чемпиона мира по боксу украинца Александра Усика стоит именно Ермак.

Когда-то спортсмен фотографировался с митрополитом Онуфрием и обещал лично явиться в Киево-Печерскую лавру, если власть будет изгонять из нее монахов. Сегодня он фотографируется с Зеленским, активно машет на камеру желто-голубыми флажками и снимается в пропагандистских роликах антироссийского содержания. Вероятно, по замыслу Ермака, клеймо потенциальных предателей естественным образом должно теперь ложиться на всех, кто возвышает свой голос в защиту УПЦ. К слову, нарратив о том, что вся структура канонической церкви как-то связана с российскими спецслужбами, придумал и внедрил тоже бывший глава офиса Зеленского.

Его отставка вызывает смешанные чувства. Украинский Союз православных журналистов, конечно, не скрывает своей радости: «Война против Бога – это война, которую невозможно выиграть». Но будем осторожны в прогнозах. Уволили Ермака все же за коррупцию. А не потому, что, с точки зрения Зеленского, он якобы что-то не то творил по церковной части.

Признаки какой-либо смены установок в украинской религиозной политике пока не просматриваются. Отставку главы офиса украинского президента активно приветствуют американские медиа. Для многих из которых произошедшее – знак того, что «Украина возвращается на путь демократии».

Значит ли это, что глумление над церковниками при поддержке властей продолжится, а обстановка для УПЦ станет еще хуже? Скоро узнаем.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем