ok
Раскол на голове теши: какая битва развернулась на Украине за наследие Денисенко
Фото © Efrem Lukatsky / AP / ТASS

Об ажиотаже вокруг самозванного «патриарха Киевского» – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.

На Украине разворачивается очередной детектив вокруг 96-летнего Филарета (Денисенко). Его ключевые вопросы: употребляет ли пожилой «патриарх Киевский» психотропные вещества и в какой степени он вменяем.

История чем-то напоминает ситуацию с незабвенным советским генсеком Леонидом Ильичом Брежневым, который всех смешил своей невнятной речью, и лишь впоследствии выяснилось, что все это не столько результат деменции, сколько последствия неправильно подобранных снотворных.

Любопытно, что вопрос о том, в себе ли Денисенко, в созданном им «Киевском патриархате» был поставлен впервые, хотя его речи и ранее были весьма эксцентричными.

Для Украины он уже много лет не столько реальный церковный политик, сколько «тотемное животное». Важно лишь то, где и с кем он будет, кто объявит себя его наследником.

При этом для новейшей истории Украины Денисенко – фигура знаковая. Именно с него, строго говоря, и начался в 1992 году нынешний церковный раскол. Для РПЦ он не просто лишен сана, но анафематствован, то есть отлучен от Церкви. Но для третьей по численности в стране конфессии (после УПЦ и ПЦУ) он «патриарх Киевский и всея Украины». Даже Думенко, заметим, не пошел дальше чина «митрополита».

Изначально именно Денисенко должен был возглавить ПЦУ как «почетный патриарх», но дальше что-то пошло не так. Филарета не устроили условия томоса, предложенного Варфоломеем. Он, что называется, взбрыкнул, так как не увидел в предлагаемых ему документах полноценной автокефалии.

В результате старец громко хлопнул дверью – и взрывной волной на место предстоятеля «Православной церкви Украины» вынесло Епифания. Человека совершенно неподготовленного и явно рассчитывавшего скорее на карьеру секретаря при харизматичном боссе со всеми причитающимися привилегиями церковной номенклатуры, чем на ответственную публичную должность, связанную с принятием решений. Тем самым проект «ПЦУ» в каком-то смысле был завален уже на старте.

Нынешняя интрига в том, что сначала Денисенко, в пух и прах разругавшийся со своим бывшим протеже, составил «духовное завещание», в котором подтвердил, что он глава «Киевского патриархата», не признает никакой ПЦУ и запрещает Думенко в будущем его отпевать. А спустя несколько дней якобы поехал в Михайловский монастырь к Думенко мириться и подписывать какие-то бумаги. Какие – никто до сих пор не знает.

Наблюдатели тем не менее встревожены стеклянным взором старца на видео, наличием у него cиняков на лице, кровоподтеков на ладонях и странного красного пятна на одежде со стороны спины (и это на парадном «патриаршем» золотом облачении). Каналы «Киевского патриархата» забили тревогу: мол, Филарета похитили, истязали, его жизнь в опасности. В ПЦУ при этом рапортуют о «примирении» учителя и ученика, совместном братском богослужении и вручении старцу некоей благодарности от Епифания.

Весь украинский сегмент интернета следит за происходящим как за мыльной оперой.

Тут важно понимать внутриукраинский контекст. Для тамошнего духовенства это человек, который держал их всех в страхе и ужасе с 1966 года и до совсем недавнего времени, когда начали проявляться признаки деменции. Впрочем, от них стало только труднее.

Отмечают, что порядки, установленные Денисенко в церковной жизни Украины, местами были практически уголовными. Стукачество, доносительство, архиерейский произвол, постоянные тени «людей в штатском» – все это началось далеко не при Зеленском, а в самые глухие застойные годы, при Денисенко.

Надо признать, что последние годы были явно для него некомфортными – микроскопический «Киевский патриархат» явно не отвечал потребностям «патриарха». Последнему, как героине Фаины Раневской в фильме «Золушка», было «королевство маловато» и «разгуляться негде», отчего он часто намеренно «ссорился с соседями».

Поэтому глумление над Денисенко сегодня на Украине – нескрываемое и изощренное. В духе «а король-то голый». Наконец-то он стал для них нестрашным и неопасным, маленьким и смешным.

Проблема украинского духовенства, правда, в том, что реабилитация после «эпохи Денисенко» в любом случае будет долгой. Как отмечают бывшие заключенные, жизнь бок о бок с криминальными авторитетами не проходит даром – вы теряете способность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, а вашей базовой привычкой становится желание посоветоваться с авторитетными лицами, прежде чем что-либо сделать.

Тело Денисенко нужно Думенко по понятной причине: Епифаний теряет почву под ногами. Над проектом «ПЦУ» давно сгущаются тучи, а на днях глава Американской архиепископии Константинополя Элпидофор (Ламбрианидис) прямо заявил, что неплохо бы заменить ПЦУ на экзархат Константинополького патриархата.

У такой идеи немало сторонников на Украине, войти в него готовы многие священники УПЦ, которые брезгуют чересчур фашизированной и к тому же принявшей в свой состав откровенных раскольников ПЦУ. Запрос на некую церковную структуру, не связанную с Москвой, но не занимающуюся рейдерскими захватами храмов у оппонентов, растет. А Элпидофор – ключевой кандидат в патриархи Константинопольские, его акции на Фанаре стабильно ползут вверх.

Как только скончается Филарет, встанет вопрос об имуществе «Киевского патриархата», а главное, о судьбе его клириков – куда им идти, если с ПЦУ и с УПЦ они до сих были в конфликте?

Попытки Епифания присвоить наследие Филарета и перетянуть к себе его сторонников уже осмеяны. Так что база для нового раскола явно готовится. А США, как всегда, несмотря на все публичные заявления об «объединении украинского православия», будут действовать там по принципу «больше церквей, хороших и разных».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем