ok
Чувство вина: как западные санкции помогли Российской империи обрести свое шампанское
Фото © Дмитрий Феоктистов / ТАСС

К 155-летию основания хозяйства «Абрау-Дюрсо» – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

© Абзац / Чувство вина: как западные санкции помогли Российской империи обрести свое шампанское

Абрау – это адыгейское название озера недалеко от Новороссийска, Дюрсу – тюркское название впадающей в озеро реки. Государь император Александр II, выбирая название для своего винодельческого хозяйства, соединил их вместе, и получился бренд в каком-то французском духе. Ничем не хуже того же «Моёт Шандон» или «Вёв Клико».

Виноделием же государь решил заняться не просто так, а по итогам экономических санкций, которые наложили на Россию европейские державы накануне и после Крымской войны.

Да, история повторяется, и не два раза, как утверждал философ Гегель. Европейская же история «сдерживания» России и вовсе ходит по кругу: как минимум два раза в столетие тамошние элиты собираются в поход против нас, затем получают живительных звездюлей, зализывают раны и начинают петь песни о вечной дружбе. А потом – все по новой.

В позапрошлом столетии этот путь был даже короче. Не успели затянуться раны большой войны 1812–1814 годов, которую смело можно считать первой мировой XIX столетия, как британцы решили «сдерживать» Российскую империю – дескать, не слишком ли много влияния эти русские приобрели вдруг в Европе?

Началось все с торговых санкций: нам запретили напрямую торговать с британскими колониями. Все сделки должны были проходить через Лондон, который и давал добро на пропуск тех или иных товаров. Затем ввели специальные налоги на российские суда – в два раза больше, чем для других стран.

Затем Британия в союзе с Францией объявила России не только войну, но и полномасштабную торговую блокаду. В Балтийское и Черное моря вошли французские и британские военные корабли, вражеские суда крейсировали и у берегов Камчатки, заходили в Амур, захватывая российские суда.

Расчет был прост: дескать, русская аристократия, лишившись любимых французских вин, тут же взбунтуется против царя и учинит очередной переворот.

Но не тут-то было.

Российская аристократия начала производить собственные вина.

К примеру, генерал-губернатор Крыма граф Михаил Воронцов еще до Крымской войны в своем имении Массандра стал высаживать виноград лучших сортов. Врач Михаил Пенчул высадил в урочище Мысхако под Новороссийском «рислинг». Генерал Егорий Егориевич Фирсов, герой Кавказской войны, в своем имении Любань под Геленджиком заложил виноградник, и через несколько лет были получены сухой лафит и сладкий кагор.

Свои виноградники появились под Анапой, Армавиром и Царицыном, в Астрахани и на Кавказе.

Наконец виноделом стал и сам государь – уже после Крымской войны (санкции так и не сняли) он приказал посадить виноград в своем имении у озера Абрау под Новороссийском. В 1877 году было получено первое вино – разумеется, шампанское, которое подавали при дворе.

Настоящее признание к винодельне «Абрау-Дюрсо» пришло в конце века, когда главным императорским виноделом стал князь Лев Голицын. Именно тогда – при Голицыне – в «Абрау-Дюрсо» было заложено грандиозное подвальное хозяйство. В многоярусных тоннелях, вырубленных в горах, располагались и заводы, и склады с вином – игристые вина при созревании требовали особой прохладной температуры. Также он проложил шоссейную дорогу к Новороссийску – для лучшей доставки ко двору.

Его вина брали одну за другой золотые медали на международных выставках, но вот отношения князя с чиновниками Удельного ведомства не сложились. Голицын терпеть не мог, что царские чиновники ради откатов лоббировали интересы иностранных торговых домов, в первую очередь тех же французов.

Зато сами французские виноделы считали честью работать в России. К примеру, до революции 1917 года главным виноделом-шампанистом был знаменитый мастер Виктор Дравиньи, который довел до совершенства классический метод производства шампанского.

Его ученик – известный винодел Антон Фролов-Багреев, создавший технологии ускоренного производства игристых вин, – сохранил «Абрау-Дюрсо» и от революционной шпаны. Потому что для того революция и победила, чтобы каждый советский трудящийся мог открыть бутылочку-другую советского шампанского. И выпить за нашу победу.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем