Шоу маст гоу вон: почему запретить передачи про беременных школьниц не получится
Фото © Freepik

О неприятных следствиях капитализма – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

Есть в электротехнике такой термин – «паразитная обратная связь». Проще всего его понять, если поднести работающий микрофон к включенному динамику: треск и вой начнут резко возрастать, вся конструкция может перегореть. А еще она работает между аудиторией теле- и других каналов и заполонившими их передачами типа «Беременна по обману».

Когда-то в самом начале 90-х я, молодой журналист, смотрел на самодельный лозунг на стене редакционного кабинета одной очень популярной на тот момент газеты. Там синим фломастером было выведено: «Больше крови и спермы!»

Залихватские репортажи, смакующие подробности убийств, изнасилований и прочего непотребства, тогда были для советских людей в диковинку. Аудитория хотела – аудитория получала.

Тиражи и рейтинги взлетали до небес.

Потом, с одной стороны «наелись», с другой – и государство стало ставить рамки, беречь психику граждан. Сейчас за какую-нибудь «кровавую баню в марсианском аду» вполне можно улететь в бан от Роскомнадзора.

И это хорошо. Но свято место пусто не бывает.

Ни один капиталист никогда не откажется от потакания аудитории, если она платит за это деньги. Теперь у нас вместо «кровищи и кишок» секс.

Завуалированно, балансируя на грани дозволенного (беременна в 16 – это в некоторых случаях уголовная статья о педофилии), но в основе – именно он. И ведь заглянуть за грань дозволенного – так привлекательно.

Можно даже проследить эволюцию. От относительно целомудренного, но, по сути, приучающего женщину подороже себя продать проекта, где самец розу вручал, до беременных подростков и залетевших от женатых мужиков гражданок.

Больше аморалки! Чудовищнее истории! Гаже главные герои! Это и есть та самая «паразитная обратная связь».

Она разрушает, как мы помним, конструкцию. Но сломается в конце концов не условный телевизор, а общество.

И хитроумные оправдания – мол, мы показываем, как не надо, что это плохо, смотрите, к каким трагедиям приводит, – от лукавого.

Потому что на деле происходит нормализация в обществе того, что еще недавно этим обществом считалось недопустимым. Падает моральная и нравственная планка все ниже и ниже. Ниже пояса.

Ситуация, если обобщать, вообще парадоксальная. Идеологически государство выступает за традиционные ценности, в том числе высокую мораль и нравственность. А экономически – за капитализм, который как раз культивирует низменные инстинкты публики ради прибыли.

Борьба такая получается у государства – с самим собой. Так что просто запретить дрянные шоу не выйдет.

Можно (и это пытаются делать под давлением представителей гражданского общества) ставить какие-то более узкие рамки, не давая скатиться в откровенную порнуху. С криминалом же худо-бедно, но получилось – меньше читать его не стали, но хотя бы гадкие подробности не смакуются.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем