Связал по рекам: почему храм Покрова на Нерли стал символом Святой Руси
Фото © Владимир Смирнов / ТАСС

К 860-летию открытия знаменитой церкви – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

От железнодорожной станции Боголюбово до самого храма Покрова на Нерли нужно идти по тропинке через заливные луга, которые по весне превращаются в настоящее озеро. Идти недолго – минут 15, но эта дорога совершенно необходима каждому паломнику, желающему своими глазами увидеть одно из рукотворных чудес Святой Руси.

А как же еще оставить нашу суету и повседневность и перенестись – хотя бы мысленно – почти на тысячу лет назад?

Конечно, здесь тогда все было совсем иначе. В селе Боголюбово – в крепости на высоком холме – находилась княжеская резиденция, которая «запирала» водный путь по реке Нерли из богатого Суздаля.

В низине же, у самого слияния Нерли и Клязьмы, находились речные пристани для лодок и боевых стругов княжеских дружинников. Здесь стояли походные шатры, когда в 1164 году князь Андрей Боголюбский и его сын Изяслав собирали войска для похода против Булгарии – тогдашней сверхдержавы, сказочно разбогатевшей за счет торговли на Великом Волжском пути, который связывал Северную Европу с арабскими халифатом. Разбогатев же, булгары решили прибрать к своим рукам и славянские земли, которые они рассматривали как источник рабов для продажи арабам.

Из летописей нам известно минимум о полутора десятках крупных грабительских походов (и бессчетном количестве мелких набегов) булгар на земли Владимирского княжества, которые произошли в XI–XII веках. И после очередного набега Боголюбский решил, выражаясь современным языком, провести специальную военную операцию для вразумления соседей.

Это был не просто поход, а блестящий разгром Булгарии, некогда располагавшейся в Нижнем Поволжье. Русские викинги огнем и мечом прошли по пограничным крепостям булгар, а потом взяли и сожгли столицу ханства – город Бряхимов.

Уже после возвращения домой от ран погиб княжеский наследник Изяслав Андреевич. И Боголюбский приказал у тех самых речных пристаней насыпать высокий холм, а на холме построит монастырь и храм – не только в память о своем сыне, но в память обо всех воинах, погибших во время похода.

Князь впервые в истории обратился к простым людям – он хотел, чтобы каждый русский воин и каждый купец, даже самый простой гребец на веслах, собиравшийся пойти в Булгарию и далее на восток, обязательно вспомнил тех дружинников, которые сложили головы в борьбе за суверенитет и интересы России.

Как свидетельствуют летописи, построили «народный храм» всего за один год, используя белый камень, который предназначался для строительства церквей во Владимире. Причем строили немцы – несколько архитекторов и каменщиков, присланных Боголюбскому его политическим и торговым партнером императором Фридрихом Барбароссой. Впрочем, немецким был только проект, а строили-то наши мужики.

Эти же мужики с немцами потом построили и замечательные Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

Но именно «народный храм» Покрова на Нерли стал настоящим местом силы России. Сам Господь словно охранял его и небольшой монастырь, построенный рядом. Орды хана Батыя обошли обитель стороной.

Затем, уже в конце XVIII века, монахи Боголюбова монастыря собирались разобрать здания Покровского монастыря и даже сам храм – им нужен был ценный белый камень для строительства новой колокольни. Но местные мужики, которых хотели было подрядить для разборки зданий, вдруг наотрез отказались разрушать храм.

Зато потом – во время реставрации – монахи соскоблили все драгоценные фрески, которые рисовал сам Андрей Рублев и его ученики.

Уже в советское время в Покровском монастыре был размещен приемник-распределитель для беспризорных детей, а храм Покрова на Нерли отдали под общежитие. Для устройства нар беспризорники взяли иконы из иконостаса, а пищу варили на костре в притворе церкви.

В начале 40-х храм и вовсе собрались снести – как снесли и взорвали многие храмы XII века. Дело в том, что по плану строительства Ковровской гидроэлектростанции на реке Клязьме, храм Покрова вошел в зону затопления, в зону «Ковровского моря». Но планам строительства ГЭС помешала война.

И только после того, как Андрей Тарковский в середине 60-х годов снял полуразрушенный храм Покрова в своем фильме «Андрей Рублев», власти вспомнили, что у них есть уникальный памятник архитектуры домонгольского периода.

Возможно, именно этот храм и вдохновил Тарковского на экранизацию «Пикника на обочине» – в советское время чудом уцелевшая церковь посреди безграничных лугов казалась памятником навсегда ушедшей цивилизации. Образом той самой Комнаты, где высшие силы исполняют сокровенные мечты, надо лишь иметь веру, чтобы попросить и принять этот дар.

Русское место силы на Нерли работает и сейчас. Просто, как сказал Андрей Тарковский, нужно иметь веру, чтобы прийти в храм Покрова не как турист. И не молчать, войдя в храм.

Заодно и оцените акустику: даже самые тихие слова молитвы, сказанные с верой у древнего алтаря, громом разнесутся по всей вашей жизни.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем