Невский – на коне: почему так важен памятник нашему князю в Минске
Значение нового монумента в столице Белоруссии разъясняет обозреватель «Абзаца» Роман Носиков.
Александр Невский – один из самых ненавистных исторических персонажей для наших западников. Его «преступления» перед ними бесчисленны.
Александр покорился Орде, то есть выполнил условия хана по выплате дани и переписи населения, и так обеспечил тыл Новгородского княжества с востока перед защитой от нашествий с Запада. Что особенно отвратительно нашим западникам, защитил нашу землю Невский успешно.
Целые поколения западников по этой причине трудились не покладая рук, чтобы князь исчез из русской истории. Его культ для них – как пика Георгия в горле у Змия.
Новый распад большой России на уделы, почти как во времена Невского, способствовал в последние тридцать лет исчезновению памяти о князе в отколовшихся землях. Это наших западников невероятно радовало.
И вот, когда о Невском у нас почти позабыли, Запад снова разинул пасть и облизнулся. Но Россия ответила.
Теперь вместе с русской историей к нам возвращается Невский. Он скачет по Минску на коне, сшивая истории России и Белоруссии. А значит, и скрепляя их общее будущее.
Можно было бы списать появление Невского в Минске на некую случайность. Ну мало ли, нравятся Бацке конные статуи.
Но есть и ещё один штрих. В Белоруссии началось переосмысление такого исторического персонажа, как «Кастусь» Калиновский.
Он был канонизирован советской историографией как борец за белорусский народ против царизма, за освобождение из «российской тюрьмы народов». В качестве антагониста Калиновского советская наука предлагала фигуру виленского генерал-губернатора Муравьёва по прозвищу «Вешатель».
Новые исследования показали, что при создании образа Калиновского советские историки пошли на серьёзные нарушения научной этики, вплоть до подделки документов. Например, во фразе Калиновского «Народ, только тогда ты заживёшь счастливо, когда москаля над тобой не будет» советские историки заменили «москаля» на «царя». Чтобы скрыть его истинный к нам настрой.
Винсент (таково его настоящее имя) Калиновский был не белорусским, а польским революционером, целью которого было не «освобождение», а подчинение Белоруссии Польше. Приспешники Калиновского вешали крестьян и православных священников, а подавить их восстание Муравьёву удалось, вооружив простой белорусский люд.
Неудивительно, что сейчас на Украине действует батальон имени Калиновского, созданный из белорусских фашистов.
Так всё становится на места. Невский – наш герой, Калиновский – герой наших недругов. Пробуждается наша потребность в единстве.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.