Взял под ОПЕК: почему нефтяной картель достоин Нобелевской премии мира

К 65-летию Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Уверен, если бы у американцев была машина времени, они первым делом отправили бы крылатую ракету «Томагавк» в Багдад – в 10 сентября 1960 года. Чтобы разом уничтожить учредительное собрание ОПЕК – Организацию стран – экспортеров нефти.
Потому что именно ОПЕК стала первой, кто поставил под сомнение право Запада диктовать всему миру правила жизни. ОПЕК покусилась на святая святых Pax Americana – власть дельцов с Уолл-стрит.
Тогда была эра дешевой нефти – примерно по 1 доллару за баррель. Топливным рынком планеты правили семь крупнейших нефтяных компаний, которые отчаянно демпинговали, пытаясь обрушить акции конкурентов.
Додемпинговались они до того, что цены упали до отрицательных значений – проще говоря, разгрузка танкера с нефтью стала стоить дороже самого груза. Тут и восстали правительства тех арабских стран, на территории которых велась добыча нефти. Ведь чем ниже цена на нефть, тем меньше поступления в бюджет самих стран.
Но так, извините, нефтяной бизнес не делается.
Ведь черное золото сначала нужно найти, вложившись в разведку месторождения, потом пробурить скважины и установить насосы. Но мало выкачать нефть из земли. Нужно еще и очистить ее от песка и разных вредных примесей, затем протянуть трубопровод к хранилищу, потом построить нефтеналивной терминал для танкеров.
И только тогда эту нефть в танкере можно будет продать на Нью-Йоркской бирже, где терпеть не могут слов «среднесрочный горизонт планирования бизнеса». Какой «горизонт», какое планирование? Всё решает сиюминутная выгода: пара кликов мышкой – и миллиарды в кармане.
Но вот арабским нефтяникам всегда казалось неправильным, что цену на производимый товар диктуют даже не покупатели, а биржевые спекулянты – те, кто не просто хочет подешевле купить и подороже продать, но при этом еще и разорить самого производителя, чтобы потом нажиться сильнее.
Правда, сначала Запад от появления ОПЕК просто отмахнулся. Ведь как ни крути, но с точки зрения англосаксонского делового права объединение поставщиков определенного продукта с целью установления монопольного контроля над рынком является картельным сговором, то есть уголовным преступлением.
Но при этом и сделать с этим картелем было ничего нельзя.
Хотя бы и потому, что Саудовская Аравия – держатель контрольного пакета ОПЕК – является для западных демократий «историческим союзником». К тому же восточные короли и шейхи были еще и по-восточному щедрыми инвесторами, что для многих западных политиков является ключевым фактором внешней политики.
Свою силу ОПЕК показала в 1973 году, когда картель объявил нефтяное эмбарго США и ряду европейских стран за поддержку Израиля в Войне Судного дня.
Впрочем, это было лишь поводом. Еще до начала войны шах Ирана, считавшийся тогда ближайшим союзником США на Ближнем Востоке, терпеливо объяснял американским журналистам, что цены на нефть должны вырасти – вне зависимости от того, нравится это Вашингтону или нет:
«Вы, западные нации, увеличили из-за девальвации доллара цену продаваемой нам пшеницы на 300%, также выросли цены на сахар и цемент. Вы покупаете нашу сырую нефть и продаете ее нам же в виде продуктов нефтехимии в 100 раз дороже. Будет справедливым, если отныне вы будете платить больше и за нефть».
Неудивительно, что после таких заявлений дни шаха на престоле были сочтены.
В нашей стране считалось, что именно ОПЕК была виновна и в крахе СССР – дескать, искусственно понизив мировые цены на нефть, шейхи в отместку за Афганистан разорили советскую экономику.
Но правда состоит в том, что падение мировых цен на нефть началось еще в конце 70-х – из-за экономического кризиса в США. Но престарелые советские руководители, не уловив рыночных трендов, решили радикально увеличить добычу – дескать, если «труба» дает меньше денег, то надо просто больше гнать нефти. И только ускорили падение цен – более чем в два раза.
Причем схлопывание рынка больно ударило и по ряду арабских стран – достаточно вспомнить ирано-иракскую войну, которую умело разжигали американцы. Дескать, если нет возможности покончить разом с ОПЕК, то почему бы не уничтожить всех ее членов, натравливая их друг на друга.
Этот урок был усвоен, и сегодня именно расширенный альянс ОПЕК+, куда входит и Россия, является самой эффективной международной организацией, которая удерживает не только Ближний Восток, но и все остальные регионы мира от начала большой войны – несмотря на все кровавые провокации США и Израиля.
Так что если кто-то и достоин Нобелевской премии мира, то это никак не peace dealer Трамп и не кто-либо другой из своры западных политиканов, а тихие саммиты ОПЕК, на которых и устанавливаются квоты на добычу черного золота. Это сегодня единственный эффективный инструмент установления справедливой цены на нефть. И туда заказан вход западной прессе – тем же информационным спекулянтам.
Потому что «большая нефть» действительно не хочет войны – ни на Ближнем Востоке, ни где-либо еще. Потому что война для серьезных добывающих стран просто банально невыгодна: кому продавать нефть, если покупатель угробит сам себя?
И даже нам, находящимся не в самых дружественных отношениях с США и Евросоюзом, не нужна война на Западе – хотя, честно говоря, я бы с удовольствием понаблюдал, как Техас с Калифорнией будут бомбить Вашингтон, а Германия вцепится в глотку Франции. Заслужили, кто спорит.
Но в том-то и дело, что эти безумцы, уничтожая свои страны, еще и обрушат наши традиционные рынки. А этого нам никак не надо.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.