Заклятые враки: почему с Японией лучше жить без мирного договора и с «Орешником» наготове
Фото © Wikipedia / Переговоры в Портсмуте, 1905 год

К 120-летию Портсмутского мирного договора, завершившего Русско-японскую войну, – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Россия могла продолжать войну и дальше. Да, потеря Порт-Артура, страшная катастрофа русского флота в Цусимском проливе, позиционное отступление русской армии в Маньчжурии нанесли огромный репутационный урон, но в военном и экономическом отношении Россия по-прежнему была намного сильнее Японии. И только входила в силу.

На восток сплошным потоком шли войска и оружие, и маньчжурская армия с каждым днем наращивала силу, тогда как Япония находилась уже на пределе возможностей.

Победа в Порт-Артуре и под Мукденом досталась японской стороне чрезвычайно дорогой ценой: погибла большая часть офицеров, практически все пехотные части. Мобилизационный ресурс был исчерпан.

Генерал Ноги Марэсукэ, командовавший осадой Порт-Артура, после войны даже покончил с собой – ему было стыдно за огромные цифры потерь. Наверное, это последний японский офицер, который был способен испытывать чувство стыда.

Поэтому стоявшие за спиной Японии англосаксы давили на императора, требуя скорее заключить мир, пока ситуация благоприятна для Токио. Одновременно американские и британские политики обрабатывали окружение российского государя, чтобы убедить его, что продолжение войны абсолютно безнадежно.

Да и российское общественное мнение было настроено против «позорной» (как ее окрестили тогдашние грантососы и британские подстилки) войны. Дескать, зачем нам воевать с японцами, давайте лучше торговать, все-таки какая культурная нация!

Николай II дрогнул и пошел на переговоры, подлинной целью которых был не мир, но «сдерживание» России, подчинение российской внешней политики интересам англосаксов.

Так и был заключен еще более позорный Портсмутский мир, который, как и следовало ожидать, был для японцев и англосаксов лишь передышкой для подготовки новой войны против России.

В 1912 году на престол Японии взошел новый император Ёсихито (Тайсё), который тайно приказал готовить армию к вторжению в Россию. Видимо, англосаксы шепнули японцам о скорой большой войне в Европе. Правда, британцы попросили пока не бить в спину России – для будущей войны с Германией им были нужны русские в качестве пушечного мяса.

Но как только из Петрограда пришли известия о Февральской революции, японцы пошли в наступление. Обратите внимание: Ленин с большевиками еще даже не сел в пломбированный вагон, а японцы с англосаксами уже подписали договор о разделе Российской империи на «зоны интересов».

Вскоре японцы захватили Владивосток и Николаевск-на-Амуре, на оккупированных территориях начались этнические чистки против русского населения.

Символом зверств японских оккупантов стало село Ивантеевка, уничтоженное в марте 1919 года. Японцы перекололи штыками и заживо сожгли 257 человек – женщин, стариков и детей. Следом генерал Сиро Ямада издал приказ об уничтожении вообще всех русских сел и деревень, поэтому ничего удивительного, что местные жители массово приветствовали приход Красной армии.

Затем Красная армия дважды схватывалась с императорской Квантунской – летом 1938-го в районе озера Хасан и годом позже на реке Халхин-Гол. И оба раза японцы были биты.

Урок был усвоен. Именно поэтому в 1941 году новый японский император Хирохито повернул на юг, а не на север, несмотря на то, что Гитлер так ждал открытия второго фронта против Советского Союза на Дальнем Востоке.

Вместо этого японские торпедоносцы потопили значительную часть американского флота на якорной стоянке в Перл-Харборе, подтолкнув США отказаться от нейтралитета и вступить в войну на стороне антигитлеровской коалиции.

И вот, получается, мы уже живем 80 лет без мирного договора с Японией. В чем еще несколько лет назад нас постоянно упрекала либеральная тусовка. Дескать, как же так можно – жить с соседями без мирного договора? Это же стопор на пути инвестиций и прогресса!

Как по мне, Япония относится к тем странам, в отношениях с которыми важно иметь не мирный договор, а заряженный «Орешник» у порога. Как наглядное пособие, почему японцы с их претензиями на Курилы должны пойти на японский хутор.

А что касается инвестиций, то не так давно Россия миром урегулировала вопрос о спорном участке морского шельфа в Баренцевом море и добровольно передала Норвегии около 300 тысяч квадратных километров. Там, между прочим, находились газовые и нефтяные месторождения, шла добыча минтая. И что, как там с инвестициями из Осло?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем