Косово посмотрят: почему Россия не согласится на «нейтральных миротворцев» на Украине
Фото © AP / ТАСС

О тщетных потугах Евросоюза – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

В Брюсселе заговорили о возможности отправки на Украину миротворческих сил из некой нейтральной страны, не входящей в ЕС или НАТО, для возможного патрулирования будущей границы и демилитаризованной зоны. Это был один из вопросов повестки дня прошедшей в эти выходные в Копенгагене неформальной встречи министров обороны ЕС.

Россия подобную идею отвергает. И как будто бы Евросоюз ищет и даже уже нашел обходной путь, позволяющий купировать тревоги Москвы. В канун встречи в Копенгагене в СМИ утекло, что Европа предлагает вместо себя неких «нейтралов».

Между тем министры в Копенгагене ни до чего конкретного не договорились. Для начала такая «нейтральная» страна должна быть в наличии, а ее нет. И потому на итоговой пресс-конференции глава евродипломатии Кая Каллас ходила вокруг да около и заявила лишь о том, что ЕС рассматривает возможность отправки «военных инструкторов на Украину после прекращения огня».

Совершенно ясно, что вопрос о «нейтральном миротворце», наличие которого усилило бы переговорные позиции Брюсселя в вероятном диалоге с Москвой, с повестки дня не снят. Но надо еще найти такую страну, чей нейтралитет никем бы не оспаривался.

Где тот лидер, который за хорошее вознаграждение – и в личном, и в геополитическом смысле – согласился бы отправить на Украину свои военные подразделения? Этот лидер должен быть готов к прямому конфликту с Москвой в той же мере, в какой с нами конфликтует ЕС.

Наше отрицание «миротворцев» касается не только европейских подразделений, но и любых других. Почему? Потому что ЕС предлагает мир, при котором задачи СВО останутся недостигнутыми. И «миротворцы» – вне зависимости от степени своей нейтральности – будут охранять не мир на Украине, а нынешний киевский режим, западный проект «Украина – анти-Россия».

Что такое миротворцы, если они как будто нейтральны, но находятся под кураторством тех, кто их послал? Европейцы, которые ищут пути принудить Россию к миру на своих условиях, будут искать такую страну, которая бы однозначно переметнулась на сторону Запада. Любая реально нейтральная страна потеряет этот статус сразу же, как только согласится на роль миротворца под кураторством ЕС.

Есть масса примеров того, как миротворческие силы на самом деле были использованы западными странами в своих интересах. В конце 80-х и начале 90-х мне довелось работать собкором в Никарагуа и наблюдать финальную стадию гражданской войны в этой центральноамериканской стране.

Идея введения туда миротворцев, как и проведения «свободных выборов» под западным контролем, принадлежала в конечном счете американцам, хотя формально была озвучена их союзниками в регионе. Миротворцы и различные наблюдатели из стран Европы и Латинской Америки на самом деле действовали в интересах проамериканского ставленника Виолетты Чаморро и нейтрализовывали политические усилия сандинистов по сохранению и укреплению своей власти.

Сандинисты дали Штатам и Европе себя обмануть, хотя изначально полностью контролировали ситуацию. Если Россия согласится на «миротворцев» под командованием ЕС, она тоже даст себя обмануть.

Есть и более свежий классический пример ненейтрального поведения миротворцев. Это Косово, где европейские и американские силы, известные как KFOR, позволили албанцам-косоварам захватить власть и де-факто вытеснить сербов из процесса принятия решений в этом непризнанном квазигосударственном образовании.

«Миротворцы» из Европы попустили разрушить в Косове десятки древних сербских православных храмов и монастырей. И апофеозом «миротворческой миссии» под эгидой США стало то, что под флагом KFOR американцы построили свою крупнейшую военную базу на Западных Балканах Кэмп-Бондстил и теперь контролируют региональную ситуацию в своих интересах. А Сербия оказалась обманутой, хотя по резолюции ООН номер 1244 от 1999 года Косово считается территорией Сербии. На бумаге одно, на деле – другое.

Кстати, именно Сербия по всем параметрам подходит под инициативу ЕС о нейтральной стране для миротворческой миссии на Украине. Она не входит ни в ЕС, ни в НАТО. Но руководство страны, в отличие от ее народа, грезит членством в Евросоюзе, да и в Североатлантический альянс давно вошло бы, но население против.

С другой стороны, официальный Белград под руководством президента Александра Вучича периодически играет роль «верного друга» России. Брюссель вполне может предложить Сербии пройти еще один тест на европейство: в обмен на моментальное членство в ЕС попросить Белград взять на себя роль миротворца на Украине, чтобы якобы потрафить русским.

Ради такого дела Евросоюз может отказаться от главного условия членства Сербии в ЕС – от признания Белградом независимости Косова. И это может стать предложением, от которого президент Вучич не сможет отказаться. При всем желании добиться членства Сербии в ЕС он до сих пор не признал Косово, потому что для любого сербского политика этот шаг равнозначен политическому харакири. А предложение ЕС о «миротворчестве» на Украине позволит Вучичу избежать трагического решения о признании Косова.

Интриги ЕС вокруг Украины лукавы и опасны. Как заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, встреча глав МИД стран Евросоюза в Копенгагене показала, что большинство из них настроены на длительное продолжение военного конфликта на Украине.

Это еще одно доказательство, что все разговоры Европы о «нейтральных миротворцах» на Украине – блеф. И тот, кто на него поведется, будь то Россия или любая нейтральная страна, окажется в проигрыше.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем