Пытка реванша: зачем Трамп двинул армаду к берегам Венесуэлы

О происходящем в Латинской Америке – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Венесуэла вновь в прицеле орудий и информационного давления со стороны Вашингтона. Сразу объясню ситуацию. Американцам нужна нефть – главное богатство Венесуэлы, которым Штаты еще чуть менее тридцати лет назад распоряжались безраздельно. После прихода к власти покойного ныне Уго Чавеса все изменилось.
Сегодня США используют уже затасканный предлог, чтобы сместить нынешнюю власть в Венесуэле и наложить лапу на ее черное золото, – борьбу с наркотрафиком.
Сначала был информационный разогрев темы. Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что «Мадуро не является легитимным президентом» Венесуэлы и что администрация Трампа «продолжает прилагать усилия по восстановлению демократии в этой стране». Рубио обвинил Мадуро в «руководстве наркокартелем».
На днях было развитие: пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт остановилась на теме возможного введения войск США в Венесуэлу. Мол, «президент Трамп готов использовать все имеющиеся у Америки ресурсы, чтобы остановить поток наркотиков в США и привлечь виновных к ответственности».
Наконец словесная прелюдия материализовалась. Трамп распорядился направить целую армаду к берегам Венесуэлы «в рамках усилий по противодействию угрозам со стороны латиноамериканских наркокартелей». Речь идет о кораблях USS Gravely, USS Jason Dunham и USS Sampson и как минимум об одной ударной подводной лодке. В операции участвуют также несколько самолетов-разведчиков P-8. Задействовано в общей сложности около 4000 морских пехотинцев.
И что самое главное, западные СМИ со ссылкой на источники в Белом доме пишут, что «Военно-морские силы США могут быть использованы не только для проведения разведывательных операций и наблюдения, но и в качестве плацдарма для нанесения точечных ударов, если будет принято соответствующее решение». Другими словами, США говорят о своем намерении бомбить Венесуэлу.
И еще деталь: администрация Трампа удвоила вознаграждение до $50 млн за информацию, которая приведет к аресту президента Мадуро.
Во время первого президентского срока Трампа Венесуэла была в прицеле американской внешней политики на латиноамериканском направлении. Задача заключалась в смещении президента Мадуро ради, как уже сказано выше, установления американского контроля над венесуэльской нефтью.
Задача оказалась Трампу не под силу. Было несколько покушений на Мадуро. Штаты даже предприняли попытку высадки наемников на Карибское побережье Венесуэлы с целью «поднять восстание» военных, которое бы привело к свержению законной власти. Провал наемников был столь громким, что – простите за каламбур – в Вашингтоне предпочли отмолчаться.
Но самым позорным был провал придуманного американцами проекта «временный президент Хуан Гуайдо». Вашингтон принудил более пятидесяти своих союзников по всему миру официально признать Гуайдо законным президентом Венесуэлы.
В угоду Трампу американские партнеры по всему миру были вынуждены отдавать почести персонажу, который де-факто был карикатурой на самого себя и не обладал никакими реальными полномочиями. В результате про Гуайдо все предпочли забыть и сегодня даже не вспоминают. Власть в Венесуэле по-прежнему была и остается в руках Мадуро, который пользуется полной поддержкой армии и других силовых структур, а главное – большинства населения.
Теперь самовлюбленный и злопамятный Трамп, посрамленный венесуэльцами во время своего первого срока, намерен реализовать свою идефикс – скинуть Мадуро. И можно предположить, что на этот раз в отношении Венесуэлы всё серьезно. Трамп жаждет реванша за поражение от Мадуро пять лет назад.
В Венесуэле это прекрасно понимают. И потому на фоне действий США в Карибском море Мадуро объявил о размещении 4,5 миллиона ополченцев по всей стране, заверив, что «империя не тронет священную землю Венесуэлы». По его словам, ополченцы подготовлены и хорошо вооружены.
Сегодня Трамп скинул с себя все «условности» международного права. Он узурпировал Панамский канал, принадлежащий Панаме по договору от 1977 года. Он приказал бомбить суверенный Иран. Он поддерживает израильский геноцид в секторе Газа. Для Трампа нет никаких преград чинить беззаконие, поскольку его никто не одергивает за руку.
В 1989 году под аналогичным предлогом «борьбы с наркотрафиком» США вторгались в Панаму, чтобы свергнуть лидера этой страны Мануэля Норьегу. Даже тогда Штатам никто не воспрепятствовал. А кто сегодня сможет возразить и помешать Трампу высадить десант в Венесуэле и начать там боевые действия?
Тем самым США попытаются решить комплексную задачу уничтожения в Латинской Америке «трех тираний», как с подачи Джона Болтона (бывшего советника Трампа) в Вашингтоне теперь называют Венесуэлу, Кубу и Никарагуа. Это страны, которые открыто противостоят американской гегемонии и объявляют себя союзниками России. Куба и Никарагуа с трудом выживут без венесуэльской нефти. Поэтому-то главный удар США и приходится на Венесуэлу.
Нагнетание Штатами напряженности в регионе происходит на фоне с виду более масштабных международных проблем, в которые вовлечен Вашингтон, – Украина, Ближний Восток, торговые войны со всем миром. Именно это обстоятельство заставляет сомневаться, что поход американской флотилии к берегам Венесуэлы – лишь запугивание.
Есть и другая причина тревожиться. В Вашингтоне могут полагать, что Россия, ведущая сейчас диалог с США по Украине, воздержится от выпадов в адрес Вашингтона по поводу Венесуэлы, чтобы не пустить под откос украинскую тему.
Но не будем спешить с таким выводом. Не далее как в мае этого года Москва и Каракас подписали Договор о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. В нем, в частности, говорится, что стороны «совершенствуют связи в сфере обороны в областях, представляющих взаимный интерес, рассматривая их в качестве важной составляющей поддержания региональной и глобальной безопасности». Полагаю, что в Вашингтоне учитывают этот фактор.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.