Чип – и делов-то: как еще можно ужесточить контроль за мигрантами в России

О решении сложного вопроса при помощи «ковидного приложения» – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
В Москве вводится новая система контроля над трудовыми мигрантами. Мэр столицы Сергей Собянин рассказал в своем интервью, что эта система будет работать примерно так же, как система социальной регистрации времен пандемии ковида. Приезжие даже будут обязаны отправлять в приложении фото своего местонахождения.
«Мы вводим электронную карту мигранта, в которую будут занесены все данные о мигранте. Через QR-код полицейский может узнать о нем все: когда он приехал, на какой период, где устроен, есть ли миграционные нарушения или нет. Если красным горит нарушение, полицейский должен его задержать. Если зеленым, вопросов нет», – заявил мэр.
Сказать, что решение своевременное, – ничего не сказать. Бесконтрольное пребывание в России миллионов мигрантов из бывших южных республик СССР – одна из самых серьезных социальных проблем, которые очень волнуют сограждан.
Образец того, как должна быть организована работа с приезжими в процветающей экономике всем известен. В Объединенных Арабских Эмиратах мигрантов (в частности, из Пакистана и Индии) уже довольно давно больше, чем местных. Однако криминальной проблемы нет: за их поведение отвечает работодатель. Живут они в специально отведенных для этого местах. Как правило, приезжают без семей и, что очень важно, на строго отведенный срок.
Кажется, что введи в России аналогичный порядок – и все наладится. Однако на самом деле ситуация несколько сложнее, потому что с мигрантами связана не одна, а две разные проблемы.
Одна – понятная и очевидная для каждого – связана с плохим поведением приезжих. С тем, что они пытаются вести себя на наших улицах как дома. С тем, что приезжают далеко не самые образованные и воспитанные (таким и дома находится работа). С тем, что, теряя работу в России, они не находят возможности и не имеют желания уезжать и поэтому оказываются в «серой», а то и «черной» экономике, становятся частью этнических криминальных сообществ.
Именно решения этой проблемы народ требует от государства, и она действительно решается усилением мер контроля. «Ковидное приложение» – уже неплохо, на следующем шаге можно и чипы вживлять под кожу иностранным разнорабочим, почему бы и нет? Подносит страж порядка к запястью гостя специальное устройство – и сразу видит, когда и для чего въехал, где работает, когда должен покинуть страну... Это даже не фантастика, это можно было бы сделать довольно простым, хотя и интенсивным и недешевым административным усилием.
Беда в том, что кроме социально-криминальной, есть и вторая – «миграционная» проблема. Это совершенно реальная нехватка рабочих рук в разных отраслях народного хозяйства. «Дворник маленький таджик» появился в популярной песне ведь не по чьему-то злому умыслу, а оттого, что другого дворника и вправду трудно найти. И если бы только дворника...
Все предложения о привлечении на эти работы вместо приезжих наших граждан означают рост стоимости необходимых работ. Все остальные предложения сводятся к тому, чтобы заменить одних мигрантов другими – более дисциплинированными и менее заинтересованными в том, чтобы в хлебосольной России остаться. Пусть, мол, вместо узбеков и таджиков приедут индийцы и северные корейцы – сразу на условиях жесткого порядка, размещения в специальных общежитиях, с ответственностью работодателей...
Не исключено, что со временем этим дело и кончится. Помните, совсем недавно случился скандальчик в Екатеринбурге с заявлением о скором прибытии в России миллиона индийских рабочих рук? Это заявление быстро опровергли, это был просто фальстарт. Однако масштаб потока улавливался совершенно верно.
Но вот получим ли мы желаемое социально-политическое спокойствие, ужесточая контроль и ввозя вместо тех, кто худо-бедно говорит по-русски, тех, кто не говорит совсем, – это и в самом деле вопрос.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.