Большая в Малом: почему Елену Гоголеву критики напрасно окрестили «великой старухой»

К 125-летию со дня рождения народной артистки – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
В тот год 16-летнюю Леночку Гоголеву уже следовало называть Елена Николаевна. Ровесница нового, ХХ века, окончив московский институт благородных девиц, получила диплом учительницы. Но сложилось иначе.
Дочь офицера и провинциальной актрисы, возможно, даже не испросив разрешения отца, который, скорее всего, был тогда на фронте (Первая мировая) пошла держать экзамен в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС). И была немедленно принята!
Уже через несколько месяцев она – в пьесе Шекспира на сцене Малого. Этому театру и посвятила всю свою долгую жизнь.
Актриса классического репертуара, она сыграла всё. Шекспира и Шиллера, Грибоедова и Островского, конечно, Чехова и Горького – классиков мирового театра.
Блистала в пьесах декадента и авангардиста Гуго фон Гофмансталя, в его обработках античных драм Софокла и Еврипида, модного в начале века автора и выбранного для своих экспериментов Всеволодом Мейерхольдом и Фёдором Комиссаржевским.
С присущим ей по воспитанию и происхождению благородством выступала в роли властительных особ в пьесах любимого московской театральной публикой француза Эжена Скриба. Играла главные роли в пьесах наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, особо любившего Малый.
Шли годы. Менялись эпохи. Революционный задор уступил место предпринимательской активности НЭПа. НЭП – построению социализма в одной отдельно взятой стране.
Гоголева играла Островского и Грибоедова. Софью и Полину теперь исполняли молодые, а маститая Елена Николаевна перешла в другое амплуа: Хлёстовой и Вишневской. И только герцогиня Мальборо в «Стакане воды», сыгранная ею в 25-м и в 53-м, да леди Милфорд 1936-го и 1948-го в «Коварстве и любви» Шиллера оставались так же убедительны и неподражаемы.
Злые языки из театральной критики придумали для плеяды больших актрис, таких как Ангелина Степанова и Елена Гоголева, ядовитый ярлык «великие старухи», словно зачеркнув ту половину их творческой жизни, свидетелями которой они не были.
Ныне живущие поколения не застали её юной, а кинематографисты не уделили ей достаточного внимания, чтоб запечатлеть для истории в образах юных дев. Хотя первый её фильм, где она сыграла совсем неприметную роль, вышел в далёком 1920-м.
Есть предположение, что Елена Гоголева кинематограф не очень ценила. И была исключительно театральной актрисой: любила живое общение со зрителем и живую игру.
Однако в нескольких картинах она снялась. Режиссёр Леонид Луков дважды приглашал её играть в своих фильмах. В 1954-м – в «Об этом забывать нельзя», в 1961-м – в ленте «Две жизни» по сценарию Алексея Каплера. Обе картины были преисполнены пафоса и борьбы.
В «Двух жизнях» она, разумеется, играла княгиню «из бывших». Благородная по происхождению и по воспитанию.
В картине Игоря Масленникова – режиссёра культового «Холмса» и «Зимней вишни» – «Пиковая дама» 1982-го никто другой не рассматривался на роль старой графини, кроме Гоголевой. К счастью для режиссёра и зрителей, она согласилась. И у нас остался этот исполнительский шедевр.
Елена Николаевна Гоголева – сокровище русской театральной сцены – великая и неповторимая, прожила сложную, полную испытаний жизнь. Всю войну (вторую свою и мировую) – Великую Отечественную – она провела на импровизированных подмостках в войсковых частях, давая спектакли для бойцов.
Пережила трёх любимых мужей – никаких скандалов и разводов, «пока смерть не разлучит нас». Дважды получала похоронки на единственного сына Игоря Георгиевича Дудкевича – боевого лётчика, пять раз бежавшего из фашистского плена и возвращавшегося за штурвал, прошедшего всю войну и умершего в 49 лет на руках матери.
Великая актриса, великая женщина (а не «старуха»), великий человек, она жила жизнью страны и своих героинь. Наполняя свою игру неподдельным чувством настоящего переживания.
Родилась в последний год XIX века, впервые вышла на сцену в первый год революционного преобразования, покинула этот мир в последнее десятилетие века ХХ.
Трижды российская – ещё той, дореволюционной, советской федеративной и нашей новой России – актриса, сыгравшая сотни ролей, и сохранившая изначальное благородство и верность своему выбору на всю жизнь.
С юбилеем великой артистки я поздравляю всех, кому дорог театр, искусство, русский характер, порядочность и слава России!
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.