Непростой дурак: почему сказки на всю жизнь остаются с нами
Фото © АГН «Москва» / Кирилл Зыков

Ко Дню русской сказки – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

6 апреля в нашей стране отмечают День русской народной сказки. Это не единственный подобный праздник в календаре: Международный день сказок приходится на 7 июня, а в некоторых российских регионах отмечают день или даже ночь русской сказки ещё и 31 октября вместо чужеродного Хеллоуина.

Иными словами, сказки мы любим и пользуемся любым поводом, чтобы о них вспомнить.

Однако они, столь привычные для нас сегодня, не всегда были частью культуры. Европейскую сказку первым причесал, обул в хрустальные башмачки литературного стиля и вывел в свет Шарль Перро в самом конце XVII века.

Но настоящий интерес к этому жанру возник уже в эпоху романтизма, когда люди стали активно рыть родную культурную почву в поисках корней.

Вслед за братьями Гримм, которые познакомили своих соотечественников с немецкими сказками, за собирание и изучение русских взялся Александр Афанасьев, и с тех пор, говоря о наших народных сказках, нельзя не упомянуть этого человека.

Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Баба-яга и Кощей Бессмертный, говорящие звери, птицы, рыбы и даже деревья, чудесные предметы, которые и накормят, и защитят, и перенесут за тридевять земель, – чего только не бывает в сказках. Детей проще увлечь небылицами, это лишь с возрастом появляется вкус к фактическому правдоподобию реализма.

Говорят, что сказка – ложь, но это не так. Сказка – это язык, которым описывается идеальный мир. Неуютный, тревожный, полный смертельных опасностей – прямо как мир реальный, но вместе с тем абсолютно правильно устроенный. Тот мир, в котором никакой поступок не остаётся без последствий, а любой порок наказывается, будь то жадность, лень, неряшливость, враньё или себялюбие. Не сразу, но наказывается.

Зато вознаграждаются труд, храбрость, верность, самоотверженность. Тоже не сразу, после долгих и тяжёлых испытаний – а как вы хотели? Но сказочный сюжет подходит к концу – и все герои получают по заслугам. А кто слушал – тоже молодец, особенно если понял смысл, выраженный древним символическим языком фольклора.

Правда, в либеральных кругах некогда возник обычай ругать русские сказки, мол, не служат они воспитанию достойного члена буржуазного общества. Ну что это за сказки, в которых счастье дурачку достаётся?

Однако русский Иван-дурак непрост. Это же младший сын, который в наследство не получает ни дома, ни земли, ни денег. А стало быть, остаётся ему жить своим умом. Но если человека поставить перед необходимостью своим умом жить, тут-то он и почувствует себя дураком. Так что Иван-дурак – это в русских сказках как раз прообраз интеллектуала, человека, вынужденного свой ум развивать и использовать.

Ещё больше претензий вызывает образ Емели, который ездит на печи по велению волшебной щуки. Кто он, если не иждивенец, которому всё даётся даром?

Но тут стоит подумать о том, что все ездовые печи, сапоги-скороходы и скатерти-самобранки в сказках – это предчувствие будущих технологий, которые сделают жизнь проще. И в самом деле, задолго до того, как человек построил самолёт, слово «самолёт» появилось в сказке, хоть и относилось к ковру. То есть и в этом сказки тоже не врут, просто забегают вперёд.

Говоря о русских сказках, я должен признаться, что в собрании Афанасьева мне в детстве больше всего нравились не волшебные, а бытовые – те, в которых хитрющему мужику удаётся выудить у барина, купца или попа 50, 70 или все 100 рублей.

Казалось бы, вот тоже вредные сказки! Но в них, с одной стороны, выражается мечта простого народа о лучшей жизни, а с другой – высмеиваются человеческие изъяны, из-за которых и попадают впросак сильные мира сего.

Сказки всегда остаются с нами. Сколько ни прощайся с детскими небылицами, сколько ни убеждай себя, что ты уже вырос и досужие выдумки тебе без надобности, а сказки всё равно возвращаются.

То в виде научной фантастики, которая вроде бы повествует о фотонных звездолётах и бластерах, но имеет в виду всё те же сапоги-скороходы да меч-кладенец. То в виде фэнтези, где взрослый читатель вновь встречается с богатырями и драконами, красными девицами и колдуньями.

Видимо, в любом возрасте человек нуждается в языке сказки, чтобы прояснить что-то важное для себя.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем