Услуга своему народу: о какой недоработке говорит нехватка школьных учителей в России
![Услуга своему народу: о какой недоработке говорит нехватка школьных учителей в России](https://cdnimages.absatz.media/images/2025.02/original/1920_67a63b56b09c601a3e781bf7.jpg)
О необходимости что-то менять – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Президент России озабочен нехваткой школьных учителей математики и физики. На заседании Совета по науке и образованию сказано: 33% родителей говорят, что в школах меньше, чем нужно, учителей математики. 24% то же самое говорят про физиков.
Что на слова президента откликнется и правительство, и система образования, сомневаться не приходится. Раз есть нужда в профильных специалистах – значит, будет в ближайшее время больше бюджетных мест в вузах по этим специальностям.
Что вы говорите? Обучается уже и сейчас достаточное число студентов, да вот далеко не все они хотят после выпуска работать в школе? Государство давным-давно знает ответ и на этот вопрос: распределение и обязательная отработка. Если троечник – то там, куда пошлют, если отличник – сможешь выбрать себе место. Но в школе и нигде больше.
Не беда, что с советских времён такая система не работала. Государство сейчас достаточно сильно и авторитетно, чтобы всё восстановить, да сделать ещё и лучше, чем в советские времена.
Конечно, окончивший институт в столице нашей Родины или хотя бы субъекта Федерации в глубинку ехать не очень-то захочет. Учителя-энтузиасты иногда в живой природе встречаются, но не слишком часто. Но и тут решение давно известно и широко применяется.
Программа «Земский доктор» предусматривает подъёмные выплаты в миллион рублей и больше, а также предоставление жилья с возможностью приватизации. Программа «Земский учитель» работает примерно так же и в ряде регионов России должна обеспечивать преподавателями школы в поселениях, где живёт до 50 тыс. человек. То есть как раз ту самую глубинку.
На практике учителей не хватает не только в самой дальней глубинке, но и поближе, и в городах с населением побольше. Понятно, что уже созданное можно расширить, углубить, сфокусировать конкретно на математиках и физиках, раз есть такая нужда...
Государственная машина справится, раз уж есть приказ верховного, можно об этом не волноваться.
Волноваться надо о другом. О том, как вообще у нас возникла ситуация нехватки преподавателей. Это ведь системная проблема. Да, системная, и состоит она из трёх больших частей.
Во-первых, быть школьным учителем, будем откровенны, уже долгие десятилетия (отнюдь не в 90-е это началось) невыгодно. Майские указы Владимира Путина заставили платить школьным учителям не меньше средней зарплаты по региону. Это означает очень приличный уровень в Москве. Во всех остальных местах этого мало.
Учитель – это человек, который очень много и тяжело работает. Его работа требует высокой квалификации. Но его заработок меньше, чем у того, кто работает не больше, и у того, кто на своей работе, уж простите, меньше думает головой.
Кому платят больше – учителю или таксисту? Учителю или курьеру на велосипеде? Учителю или плиточнику? Или, может, экскаваторщику? Может, охраннику в супермаркете платят меньше, чем молодому физику в соседней школе?
Ответы на этот вопрос хорошо известны. Основание престижа работы – возможность этой работой кормить семью. Школьный учитель в этом смысле проигрывает слишком многим.
Но и это лишь полбеды, потому что, во-вторых, небогатый учитель кошмарно перегружен отчётностью. Бесконечными бумажками для бесконечных проверяющих. Учитель может заработать пресловутую среднюю зарплату – да, не сразу, трудясь не на одну ставку, но может. Но кроме часов преподавания он должен тратить огромную часть своей жизни на бюрократию. Бюрократия унижает, и не каждый это выдержит.
Выдержать было бы легче, если бы учитель пользовался безусловным уважением в обществе. Хотя бы со стороны родителей. Но как раз этого учитель и не получает, и добиться этого уважения куда труднее, чем повысить зарплату.
В-третьих, дело не только в том, что среди родителей нынешних школьников довольно много тех, кто зарабатывает больше педагога, а книжек со школы не открывал. С этим легко было бы справиться, если бы государство день за днём повторяло: «Учитель – наш герой. Учитель ведёт наших детей в будущее».
Да только ведь нет такого. Плати ему хоть подъёмными миллион, хоть миллион в месяц, школьный педагог у нас сегодня – вообще не учитель. Он оказывает образовательные услуги. А тот, кто оказывает услуги (таксисты в курсе и плиточники, и флористы, и галеристы), тот знает, что клиент всегда прав. И клиент орёт: «Почему вы поставили тройку? Почему мой плохо сдал ОГЭ? Почему так много домашки?» Он клиент, он право имеет.
Ещё раз скажу. Нужное количество физиков, математиков, «иностранцев» и кого ещё понадобится педвузы обучат. И работать в школе положенное количество часов, недель и лет выпускников заставить можно. А добиваться надо другого.
В школе учитель нужен. Тот самый, про которого песенка была сложена: «Когда уйдём со школьного двора».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.