Гадко стелет: почему планы Трампа по захвату Гренландии – это не бред сумасшедшего
О прячущейся за эксцентрикой стратегии захвата мира – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Намедни один из лучших российских политических комментаторов, а по первому образованию – психиатр, убедительно и провокационно доказывал: у Трампа типичное нарциссическое расстройство личности. Он постоянно нуждается в подтверждении своего величия. И чем дальше, тем больше его заявления и действия продиктованы солипсическим бредом – он искренне считает, что реально только то, что он сам решил считать реальностью.
Соглашаться с этим мнением необязательно, запросто можно воспринимать его как шутку. Но если это и шутка, то она многое объясняет. Например, слова самого Трампа о том, что Гренландия ему «психологически необходима для успеха». Ему все время нужно одерживать победы на глазах у восхищенной публики, без этого жизнь не мила – так и идет от победы к победе, по крайней мере, в собственной своей голове.
Впрочем, дело, конечно, не только в психологии. В том же интервью New York Times Трамп заявил: «Если мы не захватим Гренландию, это сделает Россия или Китай. И я не позволю этому случиться. Я бы с удовольствием заключил с ними сделку. Это проще. Но, так или иначе, у нас будет Гренландия».
С кем Трамп в этом контексте собирается заключать сделку, не очень понятно: то ли с жителями самой Гренландии, то ли с правительством Дании, которой остров принадлежит, то ли (о ужас) с русскими и китайцами. Но факт есть факт: Гренландия будет принадлежать США. Он так решил. Видит цель – не видит препятствий. Точнее, видит, но не собирается придавать им значения.
Его спрашивают: а что, если Дания надумает защищаться? А он отвечает: мол, так тем более плевать, что у них есть, две собачьих упряжки? Так и сказал, слово в слово.
Его спрашивают: а как же НАТО, как же союзнические обязательства? Дания – не просто один из участников альянса, она одна из стран-основателей. Мол, что если ваши действия приведут к тому, что НАТО исчезнет? А он снова говорит: да плевать. Дескать, НАТО существует постольку, поскольку я так хочу. И если оно развалится – так им самим же хуже, а США это переживут.
Что же, он в самом деле сумасшедший? Не так все просто.
Во-первых, что касается НАТО. Трамп во многом прав: этот союз существует только как инструмент США и без США ничего не стоит. Штаты дают 70% бюджета альянса. Все остальные, включая Англию, Францию и Германию, – только 30%. Логично, что НАТО должно делать то, что говорят в Вашингтоне, а никакого своего мнения странам-союзникам иметь не положено. Это как в бизнесе: у кого контрольный пакет, тот и рулит.
Во-вторых, Гренландия в самом деле очень нужна США. И именно для того, чтобы противостоять России и Китаю. Трамп тут лишь чуть-чуть лукавит: дело не в подлодках и эсминцах, а в ледоколах и танкерах.
Единственный полноценный ледокольный флот в мире есть у России. Северный морской путь для доставки товаров из Европы в Китай и из Китая назад тоже принадлежит России. Пекин постепенно становится крупнейшим инвестором в развитие Севморпути. Потенциально это очень выгодно. Выгоднее, чем возить товары через Индийский океан и Суэцкий канал.
Западу нужно контролировать морской путь на «мировую фабрику», в Китай – без этого власти над миром приходит конец. На первый случай нужно на равных соперничать с Россией в Арктике. Для этого США необходимы ледоколы, и они уже строятся. Но еще нужны базы. Нужны новые порты вдоль Северо-Западного прохода – пути вокруг Северного полюса со стороны Канады, а не России.
Трампу нужно, как в бизнесе, «консолидировать активы», чтобы соперничать в Арктике.
С этой точки зрения захват Гренландии, может быть, и не лучшее, но разумное решение. Главное – простое и быстрое.
Конечно, с его точки зрения, еще лучше было бы захватить сразу Канаду. Он ведь об этом уже говорил в начале своего правления, и все сочли, что это то ли неудачная шутка, то ли тот самый бред.
А он не бредит. Он на самом деле строит планы по захвату всего Западного полушария.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.