Абзац
Абзац
Фото © Zuma / ТАСС

К 185-летию со дня рождения импрессиониста – обозреватель «Абзаца» Игорь Мальцев.

В 1874 году Эдуард Мане написал картину «Семья Моне в их саду в Аржантее». Помнить об этом – пожалуй, самый действенный способ не путать Моне и Мане.

И да, они дружили. И оба создавали новое искусство.

Фото © wikiart.org / «Семья Моне в их саду в Аржантее»

Но Клод Моне первым написал на своей картине слово «впечатление» (impression), после чего знаменитый критик, выйдя с выставки, бросил пренебрежительно: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества (impressionisme)». И он попал в точку.

Большая часть олдскульных критиков находилась в диком раздражении от того, что Клод Моне и его коллеги, объединившиеся вокруг личности Эдуарда Мане («батиньольцы»), начали себе позволять в 1874 году. Эти выскочки решили, что их «впечатление» от природы и прочих проявлений жизни важнее фотографической правды и точности предыдущего этапа живописи.

И действительно, это была настоящая революция. Вдруг картинка сменилась: зрителю в лицо буквально выпрыгивало живое, слишком живое ощущение художника от красот окружающего мира, вместо того чтобы следовать законам перспективы, строгим линиям и буквальной точности изображаемого.

Это было трудно понять и принять.

Наверное, самая первая работа Моне, которую я увидел в музее, – это одна из картин цикла «Вокзал Сен-Лазар». Это удивительное полотно. Шокирующее. Раскрывающее весь смысл импрессионизма. В нем было все сразу: и машинерия, и пар, и солнце, и утро, и архитектура вокзала, рельсы. Ты словно чувствуешь запах этого утра и перрона и слышишь дыхание паровой машины. И никакие детали не отвлекают тебя от этого впечатления. Все в ней и есть впечатление.

«Вокзал Сен-Лазар» – это первая большая серия художника, отдельные работы из которой можно встретить в разных музеях мира.

Но самая большая его серия – это «Кувшинки». Он написал более двухсот полотен кувшинок. И «Белые кувшинки» 1899 года может посмотреть каждый – достаточно зайти в ГММИ имени Пушкина. Там же есть две его работы из серии «Руанский собор», «Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце» и даже версия-эскиз «Завтрака на траве» 1866 года.

Русские меценаты любили покупать Моне и импрессионистов. Они видели в этом направлении смену вех и продвижение вперед, а многие из них были отцами русской индустриальной революции и тонко ощущали тренды. Благодаря этому в нашей стране имеются очень недурные коллекции французских импрессионистов.

Конечно, удивителен творческий путь мальчика из Гавра, у которого на самом деле был просто природный талант к карикатуре. Который и не задумывался о том, чтобы заняться живописью. Ведь его буквально насильно на природу рисовать потащил старший товарищ, которого он недолюбливал. И когда он все-таки попал на пленэр и погрузился в природу, что-то в нем изменилось навсегда. И это «что-то» и светилось во всех его работах – до самой смерти. И после нее.

Когда он отправил на самую первую выставку, которую потом назвали выставкой импрессионистов, свои работы, организаторы были шокированы унылостью и однообразием названий его картин: «Из двери», «Из окна» и так далее: «А вот у тебя одна картина называется «Гаврский порт», но там невозможно узнать ни Гавр, ни порт».

Тогда Оскар Клод Моне сказал: «А назовите ее «Впечатление». Вот так с тех пор мир и ходит под впечатлением.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Франция культура художник искусство Пушкинский музей