рубрики

Ни дня не обходится без проделок экоактивистов. В Гааге задержали мужчин, которые пытались приклеить голову к картине «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. До этого неозелёные впечатали два шоколадных торта в лицо восковой фигуры Карла III. Мы выясняли, чего добиваются эковандалы и кто оплачивает их деятельность.

Картофельное пюре как оружие: зачем эковандалы портят произведения искусства
Фото: Youtube / Letzte Generation

Торт для короля

Карл III только недавно вступил в высокую королевскую должность – и уже столько унижений. Сначала предательски вытекшие чернила, затем пиджак, который отказался застёгиваться на правильные пуговицы, и вот теперь сразу два шоколадных торта на лице – на восковом, конечно, но всё равно обидно.

«Требование простое: просто остановите [разработку новых месторождений, – прим.] нефти и газа. Это легче лёгкого», – заявили протестующие Just Stop Oil («Просто остановите нефть»), поместившие лицо воскового короля в десерты.

Это не первый акт вандализма со стороны этой организации. Ранее активисты вылили две банки томатного супа Heinz на произведение искусства пера Винсента Ван Гога. Его «Подсолнухи» приобрели более насыщенный оранжевый оттенок.

«Топливо недоступно миллионам голодных семей, живущих в холодных домах. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа», – выкрикивала тогда одна из активисток.

Чем провинились произведения искусства – неясно, но повестка, которую качают эковандалы, вполне аргументированная: перестать полагаться на ископаемое топливо, а вместо этого задействовать возобновляемые источники энергии.

Британское движение Just Stop Oil нашло рьяную поддержку и в других странах. Немецкие экоактивисты из Letzte Generation («Последнее поколение») облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии «Стога сена», а после приклеили себя к стене.

Зумеры на содержании

Средний возраст тех, кто так своеобразно проявляет неравнодушие к произведениям искусства, – 18-20 лет. Активное поколение зумеров, которых волнуют проблемы планетарного масштаба.

«Активизация экоактивистов связана с тем, что внимание к их деятельности на фоне энергокризиса, сотрясающего Евросоюз, довольно сильно уменьшилось. Они пытаются это внимание вернуть. Для этого нужны яркие и где-то вызывающие действия. Тот обильный денежный поток, который лился на них предыдущие годы, может закончиться, и они пытаются либо его возобновить, либо уменьшить темпы его сокращения», – сказал «Абзацу» заместитель председателя Комитета по экологии и природопользованию Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.

По его словам, заказчиками подобных перформансов могут быть структуры, которые были главными бенефициарами той климатической политики, которая реализовывалась до энергокризиса:

«Это компании, которые занимались ветровой и солнечной генерацией. Они пытаются вернуть себе в том числе и меры государственной поддержки, которые сегодня всё в меньшем объёме им предоставляются», – считает эксперт.

Картофельное пюре как оружие: зачем эковандалы портят произведения искусства
Фото: flickr.com / James Moran

Вице-президент «Опоры России» Дмитрий Пищальников в разговоре с «Абзацем» предположил другой вариант: такие перформансы могут быть нужны не для того, чтобы привлечь внимание к экоповестке, а, наоборот, для того, чтобы вызвать у людей негативные эмоции:

«Кто может оспорить тезис «Планета Земля – наш общий дом»? Никто. Но при чём здесь приклеенные руки к полу или Моне? Нас не слышат, поэтому будем всё разрушать. Но, простите меня, вы выбираете благородные цели, а для их достижения используете какие-то сомнительные способы борьбы. Это делается для того, чтобы к экологической повестке вырабатывалось отторжение».

Что в первом, что во втором случае активные детишки – не иначе как инструмент в руках больших дядь из корпораций.

«Чем острее кризис, который охватывает весь мир, тем больше возникает различного рода движений. Парадокс в том, что большие политики и большие компании на Западе двигают мысль об экологии как об одном из доминирующих факторов. И эти молодые люди, где-то убеждённые и искренне верящие в важность экологических проблем, действуют на руку системе», – сказал «Абзацу» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Кто качает экологическую повестку?

Картофельное пюре как оружие: зачем эковандалы портят произведения искусства
Фото: flickr.com / Stefan Müller / Акция Letzte Generation

То, что Letzte Generation («Последнее поколение») – не совсем безобидное движение «зелёной» молодежи, доказывают финансовые потоки из-за океана. Активисты финансируются американским Фондом климатических чрезвычайных ситуаций (Climate Emergency Fund, CEF). За 2021 год они получили от него около $3 млн.

«Letzte Generation получает большую часть нашего финансирования для найма, обучения, наращивания потенциала и образования из Фонда климатических чрезвычайных ситуаций», – говорится на официальном сайте Letzte Generation.

Отдельный раздел сайта посвящён беседам с канцлером Германии Олафом Шольцем – тем самым, который вложил миллиарды евро немецких налогоплательщиков в развитие альтернативных источников энергии и который гордился избавлением от российской газовой зависимости.

«Я рад, что нам удалось на европейском уровне достигнуть согласия касательно цели сокращения потребления газа в 15%. Это сильный сигнал европейской солидарности также по отношению к нашей стране, которая до сих пор особенно сильно зависела от российского газа. Прошу заметить: зависела. Ведь мы освободились от этой зависимости», – говорил Шольц во время выступления в бундестаге.

Just Stop Oil («Просто остановите нефть») – тоже товарищи на дотациях.

«Большая часть нашего финансирования для найма, обучения, наращивания потенциала и образования поступает из Фонда климатических чрезвычайных ситуаций (Climate Emergency Fund)», – значится на сайте Just Stop Oil.

Сам Фонд, по информации на их официальном сайте, в 2022 году выделил $4 млн в виде грантов 39 смелым и ультраамбициозным группам.

«Эти храбрые активисты ставят всё на кон, чтобы разбудить общественность и подтолкнуть наших лидеров к трансформации, а не реформам. Они используют исторически проверенную, высокоэффективную стратегию. Они заслуживают нашей поддержки», – сказала исполнительный директор CEF Маргарет Кляйн Саламон.

Картофельное пюре как оружие: зачем эковандалы портят произведения искусства
Фото: flickr.com / NASA / Goddard / Taylor Mickal

Одним из основателей CEF является Рори Кеннеди – дочь сенатора Роберта Кеннеди и Этель Кеннеди.

«У нас очень мало времени, мы должны помочь людям понять, что нам нужны радикальные изменения климатической повестки», – говорила она.

Ещё одна основательница Фонда – внучка нефтяного магната Жана Поля Гетти, Эйлин, которая вложила $600 тыс. Эйлин Гетти не скрывает: большая часть богатства её семьи поступает от предприятий, связанных с ископаемым топливом, которые способствуют изменению климата.

Новая ставка миллиардера Билла Гейтса

Экологическая повестка – тренд в инвестировании капиталов XXI века. Вот и американский миллиардер Билл Гейтс тоже не остался в стороне. Основатель Microsoft заявил в интервью Handelsblatt, что в ближайшие пять лет намерен вложить $2 млрд в стартапы и проекты, помогающие бороться с изменением климата.

Картофельное пюре как оружие: зачем эковандалы портят произведения искусства
Фото: flickr.com / TechCrunch

Он отметил, что решать проблему климатических изменений необходимо с помощью новых технологий. Предприниматель вложил миллиарды долларов в фильтрацию углекислого газа из атмосферы. А недавно ещё и книгу выпустил о том, как бороться с изменениями климата.

«В последние несколько лет в Евросоюзе серьёзно обострилась экологическая повестка. Экологический фактор стал инструментом экономической борьбы с помощью давления на страны и корпорации. Вот есть миллион кубометров газа. Вы хотите его продать. А как понять, он соответствует высоким экологическим стандартам или нет? Это отнюдь не экологический вопрос, а финансовый», – пояснил Фролов.

Американский миллиардер Билл Гейтс, который занимает четвёртую позицию в рейтинге Forbes с состоянием $129 млрд, не скрывает: энергетический кризис в Евросоюзе – то, что доктор прописал.

«Это хорошо в долгосрочной перспективе. Люди не захотят зависеть от российского природного газа, поэтому они быстрее перейдут на эти новые подходы», – заявил он.

Если посмотреть на экологическую повестку под этим углом, то становится понятно, кто настоящие бенефициары, т. е. выгодоприобретатели конфликта на Украине, санкций против России, энергокризиса и подрыва «Северных потоков». Это история не просто про подсолнухи, облитые томатным супом, а про большие капиталы серьёзных людей.

telegram
Рекомендуем