Трус в рукаве: почему Евросоюз заставляет Вучича публично отречься от России
О близости срыва маски русофила – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Наступает момент истины для президента Сербии Александра Вучича. Европарламент принял в среду резолюцию, в которой говорится, что у этой балканской страны «не будет прогресса со вступлением в ЕС, пока она не введет санкции против России».
Из 632 евродепутатов 457 голосовали за такой подход, 103 – против, 72 – воздержались. Можно говорить о подавляющем большинстве в Европарламенте, которое требует от президента Вучича практически невозможного. Впрочем, так уж и невозможного?
В Сербии примерно 80% населения – русофилы, которые считают Россию своим единственным другом и союзником. Сербы – уникальная в геополитическом смысле общность людей, чья симпатия к Москве основывается на вековом единстве православной веры наших народов.
Это, в свою очередь, свидетельствует о глубокой религиозности сербского общества (не путать с воцерковленностью). А религиозные узы и в целом религиозный фактор, как показывает мировая история, сильнее любых политических связей и экономической выгоды.
Кроме того, сербы помнят, что в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, спасая православную Сербию от неминуемого уничтожения Австро-Венгрией. Жертва нашей страны ради сербов, повлекшая за собой катастрофические последствия для нее самой, также остается краеугольным камнем, на котором зиждется братское чувство сербского народа к русским. И потому любой лидер поставит на себе крест, если введет санкции против России.
Буквально на днях Вучич клялся главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, посетившей Белград, в «европейском выборе» его страны. В ответ главная еврокомиссарша анонсировала скорый визит сербского президента в Брюссель, где, как было понятно из ее слов, будут предприняты последние шаги для интеграции страны в ЕС.
При этом официальный Белград абсолютно игнорирует общественные настроения. Согласно недавнему опросу, проведенному социологической службой Eurobarometer, 56% сербов не хотят видеть свою страну в составе ЕС.
Совершенно ясно, что Брюссель стремится оторвать Сербию от России и предотвратить ее сближение с Китаем. Кроме того, эта балканская страна нужна Европе прежде всего как источник полезных ископаемых.
В стране не утихают протесты против намерения властей отдать литиевое месторождение на откуп британской компании Rio Tinto. Она планирует открыть литиевый рудник недалеко от города Лозница, угрожая разрушить экобаланс на огромной территории на западе страны.
Иными словами, членство в ЕС – западня для суверенитета Сербии. Но это – экономическая сторона вопроса, которая дополняет упомянутый выше религиозный фактор.
А кроме того, Евросоюз представляет собой открытого врага России, планирует с нами войну в ближайшем будущем, что тоже никак не вяжется с русофильством подавляющего большинства сербов.
Сюда следует добавить, что одним из главных условий вступления Сербии в ЕС является признание официальным Белградом независимости Косова. Формально, на бумаге, этого пока не сделано, поскольку это тоже стало бы политическим самоубийством Вучича. Однако нынешняя сербская власть де-факто и де-юре уже сдала Косово. Президент Вучич на состоявшихся прежде в Брюсселе и Охриде (Северная Македония) переговорах со своими кураторами из ЕС устно дал согласие на нормализацию отношений с самопровозглашенной республикой.
По международному праву это считается достаточной формой официального государственного одобрения. Так что вопрос с Косовом для брюссельской бюрократии уже закрыт. Остался формальный вопрос о санкциях Сербии против России.
Буквально на днях Вучич публично дал своей команде, ведущей переговоры с ЕС, распоряжение сделать все, что потребуется для скорейшего вступления Сербии в Евросоюз. «Сделайте все для них (еврочиновников), даже если это будет для нас унизительно», – буквально сказал он.
При этом президент Сербии постоянно пытается использовать свои встречи с президентом России Владимиром Путиным для повышения своего рейтинга внутри страны. Но с каждым разом этот прием работает все хуже. На встречах с Путиным Вучич, добиваясь расположения российского лидера и преференциальных цен на наш газ, постоянно выпячивает тот факт, что Сербия до сих пор не ввела санкции против России и находится под сильным давлением Запада.
Теперь осталось ждать совсем недолго. Президенту Вучичу придется определиться, с кем он – с Россией или с Евросоюзом, который готовится воевать с нами. Как в пошловатом анекдоте про неопределившегося со своей верой мужика: либо крест сними, либо трусы надень. Впрочем, о своем «европейском выборе» Вучич твердит постоянно.
Любопытно то, как он объявит о санкциях против России. Для Евросоюза – в лице Европарламента и Еврокомиссии – будет недостаточно тайного устного согласия президента Сербии, как в случае с Косовом. От него ждут публичной и громогласной присяги на верность брюссельской бюрократии. Думаю, незабываемое будет зрелище. В том смысле, что Москва Вучичу этого не забудет. Впрочем, как и сербский народ.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.