Хроническая боязнь: почему сербский парламент проголосовал против вступления в БРИКС
Фото © AP / ТАСС

Об окончательно сброшенных масках – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

Симптоматичное голосование состоялось во вторник, 7 октября, в скупщине (парламенте) Сербии. Из принимавших участие в заседании 113 депутатов только 13 были готовы включить проект резолюции о присоединении страны к БРИКС в повестку дня.

Члены правящей коалиции, поддерживающей президента Александра Вучича (а их 139 из 160), вообще не участвовали в голосовании. 27 депутатов выступили против рассмотрения этого вопроса. То есть тему, что называется, прокатили.

Абсолютное большинство не захотело даже рассматривать этот вопрос, поскольку это предполагало дебаты по теме. А это было бы не очень желательно для большинства: сторонники членства Сербии в БРИКС (если таковые в скупщине вообще были) могли бы привести веские аргументы, оспаривание которых могло выглядеть абсурдом.

Но есть и другая версия. Все, что происходило в парламенте вокруг вопроса о вступлении Сербии в БРИКС, было срежиссированным спектаклем. Никто там изначально не хотел обсуждать эту тему. В чем сыр-бор?

С предложением о рассмотрении этого вопроса выступили депутаты Социалистического движения, которым руководит Александр Вулин, бывший до недавнего времени вице-премьером. В местных политических кругах его считают «штатным русофилом» официального Белграда. Утверждают, что эту роль (именно как лицедейство!) ему поручил в свое время играть президент Вучич, чтобы показать Москве «русофильство» всего сербского руководства.

Потому инициатива о рассмотрении вопроса о вступлении Сербии в БРИКС со стороны Социалистического движения выглядит вполне логичной. Но о чем же говорит это странное, на первый взгляд, негативное решение избранников большинства сербов, которое совершенно искренне – в отличие от нынешней власти – считает Россию своим единственным другом и союзником?

Для начала – короткая предыстория. В конце сентября этого года в скупщине при участии посольства России и других стран-членов состоялась международная парламентская конференция под многообещающим названием «БРИКС: Сербия среди друзей».

Представители России, Китая, Ирана, Бразилии и других стран заявили, что объединение представляет собой шанс на суверенное сотрудничество без давления и ультиматумов.

Бывший вице-премьер Александр Вулин, выступая перед собравшимися, отметил, что БРИКС, в отличие от Евросоюза, не ставит ультиматумов. В целом конференция прошла, как следовало из многочисленных отчетов прессы и Telegram-каналов, в товарищеской атмосфере.

И вынесение вопроса о присоединении Сербии к БРИКС Социалистическим движением на пленарное заседание скупщины стало как будто бы логическим продолжением сентябрьской конференции. И вот ответ депутатов – полное игнорирование темы. Как будто звонкая оплеуха России, Бразилии, Китаю.

А ларчик просто открывался. И Сербская прогрессивная партия (СПП) президента Вучича, и все партии, входящие в коалицию с СПП, и так называемая парламентская оппозиция, по убеждению местных политических наблюдателей, контролируются лично президентом.

Как контролируются – вопрос для сербов риторический, не требующий конкретных доводов и доказательств. В Сербии всем все понятно, учитывая многолетние, если не вековые, традиции и хитросплетения местной социальной и политической жизни.

Применительно к ситуации это означает, что депутаты были соответствующим образом проинструктированы о том, как надо голосовать по теме БРИКС. А это, в свою очередь, говорит о том, что официальный Белград находится под полным контролем США и Евросоюза, которые предпринимают колоссальные усилия для развала блока и предотвращения вступления туда новых членов.

Вашингтон видит в БРИКС угрозу доминированию доллара. Соответственно, официальный Белград играет на стороне США и Евросоюза.

При этом сам президент Сербии Вучич постоянно говорит о «дружбе с Россией». Почти клянется в этом. Последний раз «признание в любви» от него президент России Владимир Путин слышал на встрече с ним на полях саммита ШОС в Пекине в начале сентября. Вучич напомнил, что Сербия, мол, единственная страна Европы, которая не ввела санкции против России. По его словам, Белград и в будущем намерен сохранять нейтралитет.

Правда, не очень понятно, о каком нейтралитете говорит Вучич, если одновременно с упорством заезженной пластинки он твердит о «европейском пути Сербии» и потребности скорейшего присоединения страны к ЕС. Не говоря уже о том, что ее ВПК стабильно снабжает Украину оружием и боеприпасами, которые убивают русских солдат.

К тому же буквально на днях Вучич ошарашил соотечественников своим выступлением об исторической судьбе Сербии, которая много воевала в ХХ веке и, соответственно, сильно пострадала. Если вывести сухой остаток из этого многословия, то он говорил фактически о том, что его страна все время была не на той стороне истории. Подтекст такой: сделай Сербия в разные периоды своей истории другой выбор, то и воевать не пришлось бы. Вучич предложил народу быть «рациональным».

Сейчас становится совершенно понятно, почему сербский лидер отказался принять участие в саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 года, хотя и публично заранее получил личное приглашение от Путина.

Так что голосование в скупщине не стало никаким удивлением для тех, кто пристально наблюдает за позицией официального Белграда. Вучич очень боится войны. Хронически ее боится. И ради этого готов отдать Сербию на откуп Западу, который намерен окончательно оторвать ее от России и втянуть в НАТО.

Более того, это голосование в скупщине было ясным сигналом Вучича Вашингтону и Брюсселю о том, что он на их стороне, а не на стороне Москвы.

Впрочем, известно, что тот «рациональный» политик, который между позором и войной выбирает позор, в результате получает и то и другое.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем