Абзац
Абзац
Фото © Владимир Савостьянов / ТАСС

К 130-летию прославленного военачальника – обозреватель «Абзаца» Андрей Дмитриев.

30 сентября 1895 года – 130 лет назад – в Кинешемском уезде Костромской губернии родился будущий маршал Александр Михайлович Василевский. Так сложилось, что для широкой публики он остался полководцем «второго ряда» – куда более известны Георгий Жуков или Константин Рокоссовский.

Однако роль Василевского, возглавлявшего Генштаб и принимавшего участие в планировании едва ли не всех основных операций Великой Отечественной, а также бравшего Кенигсберг и возглавлявшего войска в Советско-японскую кампанию 1945 года, ничуть не меньше. Приведем несколько интересных фактов о личности этого незаурядного человека.

Факт первый: Василевский происходил из духовной среды. Его отец был священником – единоверцем (это ответвление старообрядчества, наиболее лояльно относившееся к Русской православной церкви). Сам Александр поступил в Костромскую семинарию, откуда, экстерном сдав экзамены, ушел в действующую армию в 1915 году.

Любопытно, что в окружении Иосифа Сталина людей, связанных с церковными традициями, было немало, начиная с самого вождя. Глава советской дипломатии Вячеслав Молотов вспоминал в конце жизни:

«Даже Сталин, даже Ворошилов и Молотов трое пели! Мы все трое были певчими в церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин – в Тбилиси, Ворошилов – в Луганске, я – в своем Нолинске. Это было не тогда, когда мы были в Политбюро, а гораздо раньше... Вот мы трое пели. «Да исправится молитва [моя]» – и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное».

Факта своего происхождения Василевский никогда не скрывал, однако с родителями не общался с 1926 года, когда стал делать карьеру в РККА. После перехода на работу в Генеральный штаб во время обеда у Сталина весной 1940-го вождь поинтересовался у него, почему тот не поддерживает отношения с отцом. Василевский сослался на принятые порядки и мнение секретаря парторганизации Генштаба, который не рекомендовал такие контакты.

«Ну и дурак же ваш секретарь!» – так якобы отреагировал Сталин и посоветовал заботиться о родственниках.

Во время Великой Отечественной Василевский отправлял отцу деньги и продуктовые посылки, а после войны тот приехал в Москву. На предложение перебраться в столицу ответил отказом, оставшись на малой родине, но регулярно навещал семью сына.

Факт второй: Василевский был не только штабным стратегом, но еще и активным практиком. Подсчитано, что из 34 месяцев войны 12 месяцев он работал в Генштабе, а 22 – на фронтах, выполняя задания Ставки. Выезжал в Сталинград в 1942-м, на Брянский фронт в 1943-м, координировал Крымскую наступательную операцию в 1944-м.

Причем в ходе поездок он должен быть давать регулярные отчеты Верховному. Однажды в ходе освобождения Донбасса опоздал с отправкой доклада на несколько часов и получил телеграмму: «Если Вы хоть раз позволите забыть о своем долге перед Ставкой, Вы будете отстранены от должности начальника Генерального штаба». Больше таких случаев не было, и в целом Сталин относился к Василевскому с большим уважением.

При освобождении Севастополя Александр Михайлович хотел поскорее взглянуть на город. В итоге его машина наскочила на мину. Ему повезло – получил лишь сильный ушиб головы и осколки посекли лицо. Фотографию раскуроченного автомобиля он взял с собой и собирался показать ее Сталину.

Однако, как рассказал потом наш герой в интервью Константину Симонову, ее в Кремле буквально вырвал у него из рук нарком Лаврентий Берия: «Зачем показывать, зачем беспокоить...»

Ситуация объяснимая: именно ведомство Лаврентия Павловича отвечало за безопасность первых лиц государства – и случись с Василевским что-то более серьезное, последствия для него могли быть весьма печальными.

А за Крымскую операцию Василевский получил свой первый орден «Победа».

Факт третий: вершина полководческого таланта Василевского – разгром миллионной Квантунской армии Японии в августе 1945-го. Разработанный им план  «Стратегические клещи» предполагал окружение и уничтожение основных сил противника. Особо стоит отметить действия Забайкальского фронта, чьи войска преодолели сотни километров по пустыням и степям, форсировали хребет Большой Хинган и обрушились на японцев, не ожидавших удара на этом направлении.

На аэродроме в Харбине наши военные взяли в плен главу Генштаба Квантунской армии генерал-лейтенанта Хикосабуро Хата. Ранее он работал в Москве атташе, и Василевский был с ним знаком. Его привлекли к переговорам о капитуляции.

«В течение всех переговоров X. Хата и большинство его спутников выглядели довольно уныло. От «самурайской» самоуверенности не осталось и следа. Вчерашние надменные распорядители Маньчжурии держались покорно, даже униженно, при каждой нашей фразе поспешно кивали головами. Видно, они были и психологически надломлены», – вспоминал Александр Михайлович. 

Всего в ходе кампании было взято в плен почти 600 тысяч японских солдат и офицеров и 148 генералов. За 24 дня, при минимуме наших потерь (12 тыс. человек), были освобождены огромные территории в Маньчжурии, в Корее, на Дальнем Востоке. Капитуляцией Японии завершилась Вторая мировая война.

Факт четвертый: при Хрущеве Василевский подвергся опале, поскольку отказался клеветать на Сталина. После войны маршал продолжал возглавлять Генштаб, был министром Вооруженных сил СССР, а с 1953 года – первым заместителем министра.

Александра Михайловича сильно невзлюбил Никита Сергеевич Хрущев. Первые трения между ними возникли еще во время войны – начиная с неудачной Харьковской операции 1942 года (необходимость которой Хрущев отстаивал до последнего). Ну а в 1956 году он предложил Василевскому заявить, что Сталин-де воевал по глобусу. Маршал отказался:

«Его в рабочем кабинете И. В. Сталина не было, он находился в его комнате отдыха, а туда мало кто приглашался. У Сталина всегда имелись подготовленные Генштабом рабочие карты по всем направлениям и театрам войны, в каких была необходимость».

Это при том, заметим, что сталинистом Василевский не был. Наряду с достоинствами отмечал и ошибки вождя, как то: репрессии многих талантливых командиров в конце 30-х, просчеты начала войны, вспыльчивый и неуравновешенный характер. Но история про глобус – это уж слишком. В итоге Василевский был немедленно отправлен в отставку.

И еще раз ему досталось в октябре 1957 года на пленуме ЦК КПСС, где утвердили снятие с поста Минобороны Георгия Жукова. Маршалы дружили, а сын Василевского Юрий женился на дочке Жукова Эре. Хрущев обрушился на них с обвинениями в присвоении «чужих побед» (в частности, в Сталинграде) и сказал, что «как военный человек, как командир Александр Михайлович Василевский не отличался особыми талантами, необходимыми волевыми качествами».

Василевский среди других военачальников действительно выделялся. Своей скромностью и интеллигентностью. Например, он никогда не позволял себе употреблять обсценную лексику и грубить подчиненным. Но при чем же тут полководческие таланты? 

В итоге военная карьера Александра Михайловича закончилась в Группе генеральных инспекторов Минобороны СССР. Однако Василевский не унывал. Он много занимался военной историей, написал интереснейшие мемуары и пережил Хрущева – ушел из жизни в 1977 году.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

история СССР Великая Отечественная война Вторая мировая война