Федор свыше: зачем России рекорды Конюхова
О месте подвигу – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Федору Конюхову в этом году исполнится 74 года. В России нет, наверное, ни одного взрослого человека, который о нем бы не читал, не слышал, не мог бы вспомнить хотя бы пару из его знаменитых путешествий.
Сегодня он установил очередной рекорд: «29 августа 2025 г. в 07:11 по Барнаулу через 76 минут после старта Федор Конюхов и Иван Меняйло достигли 10 678 м и побили национальный рекорд высоты полета на тепловом аэростате».
Вы никогда не задумывались о том, для чего России дан Федор Конюхов? А я вот задумался и, кажется, знаю ответ на этот вопрос. Он дан нам в назидание. Да, именно так – дан свыше.
Дело в том, что мы, к сожалению, живем в очень циничном, прагматичном, насквозь пронизанном материализмом мире. В мире, в котором чем дальше, тем меньше люди задумываются о том, что в расписании дня, где-то перед обедом, должно стоять: «подвиг». Да, прямо как у барона Мюнхаузена в пьесе Григория Горина.
Если человек не считает нужным совершать подвиги, то есть преодолевать собственные возможности, подниматься над собой, делать что-то альтруистическое, что-то выходящее за рамки повседневности, что-то большее, чем он сам, то он, собственно, не совсем человек. Так, винтик в системе, часть толпы.
Наш современник затянут в болото рутины. Он живет даже не от зарплаты до зарплаты, а между датами выплат по ипотеке и автокредиту. Он живет, не поднимая головы от своих ежедневных обязанностей. Он, конечно, был когда-то ребенком, который читал, например, Жюля Верна и Каверина, хотел совершать великие открытия и путешествовать в неведомых пространствах. Но «говорят, что карта мира не имеет белых пятен, что открыты острова, плывут материки, очертания известны, течения интересны, и журнал «Вокруг света» печатает карты и рассказы» (это из Жванецкого).
Современный человек, бывает, путешествует – с комфортом, с большим чемоданом, по музеям и курортам. Но это совсем не то путешествие, которое имел в виду Чехов, когда писал, что у нас каждый гимназист готов исправлять карту звездного неба.
И вот этот наш современник смотрит на экран – и видит Конюхова. Одного на весельной специально подготовленной шлюпке по пути из Южной Америки в Австралию, например. Одного на воздушном шаре в невероятном перелете (отличный фильм, кстати, с Бондарчуком, «Повелитель ветра»).
Я не беру на себя смелость рассуждать о том, что заставляет самого Федора Конюхова вновь и вновь отправляться в рискованные приключения. Я даже думаю, что это совершенно неважно. Я про то, какое влияние он оказывает на общество.
А влияние это сугубо положительное. Он демонстрирует, что ежедневная рутина существует, но в то же время существует нечто более высокое и прекрасное и, как ни странно, не менее доступное, чем она. Человек нашего времени может уподобиться Чкалову, Водопьянову, Отто Шмидту. Человек может сделать то, чего до сих пор никто не сумел совершить. Новую землю открыть нельзя, но быть новым, небывалым человеком на Земле – можно.
Да, пафос, знаю. Ничего не могу с собой поделать: восхищаюсь человеком, который живет свою единственную жизнь так, как мечтали ее жить все русские мальчишки. Повелевая ветром. Преодолевая атмосферу. Разрушая стереотипы о том, что чего-то не может сделать человек.
Для чего нужны подвиги Конюхова? Чтобы мальчишкам было делать жизнь с кого. Чтобы слово «свобода» имело не только философский и не только политический, но еще и личностный смысл. Для каждого.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.