Ильхамов грех: почему президент Азербайджана перекрашивается в цвета врагов России
О том, как прибыли определяют политику на Кавказе, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Самая большая ошибка, которую может совершить политолог, – это счесть, что события в одной части постсоветского пространства могут быть никак не связаны с событиями в другой его части. Например, что «примирение» Азербайджана с Арменией на вашингтонской встрече с Дональдом Трампом никак не связано с СВО и фронтальным противостоянием России и Запада.
Впрочем, участники событий очень быстро указывают политологам на их ошибки. Так было и в данном случае.
Не прошло и пары дней с момента подписания меморандума в Вашингтоне, как президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил об ударе ВС РФ по азербайджанской нефтебазе, расположенной на территории Украины. Алиев возмущен и вместе с Зеленским (да-да, они уже говорят хором) осуждает атаку России.
Что? Да. Оба делают вид, что не понимают: речь идет о критически важной для нашего противника инфраструктуре и не имеет значения, что формально она принадлежит третьей стране.
У вас еще остались вопросы о том, что собой представляет подписанный давеча «меморандум» (кстати, именно меморандум, а не мирный договор) между Азербайджаном и Арменией? Вы все еще не понимаете, каков ответ на вопрос «против кого дружите?», если задать его Алиеву и Пашиняну?
Против России они дружат. И делают это под чутким руководством президента США. Пресловутый TRIPP – он же «Зангезурский коридор», он же «маршрут Трампа» – представляет собой попытку обойти с фланга Россию и ее интересы.
Коридор нужен, чтобы обеспечить поставки азербайджанских энергоносителей через Турцию в Европу. То есть чтобы, с одной стороны, «спасти» Европу от нехватки российского газа, а с другой – диктовать ей американские цены на энергоносители. Огромные цены.
Прибыль ожидается воистину титаническая. Если верить турецкому Forbes, годовой оборот коридора составит от $50 до 100 млрд в год, притом что на инфраструктуру придется потратить лишь $5 млрд. Согласно утечкам информации, предполагается, что США получат 40% всей прибыли.
Вся эта конструкция имеет смысл лишь в том случае, если Россию удается вытеснить с Южного Кавказа. А это, в свою очередь, возможно, только если она сильно сосредоточена на своей западной границе и посмотреть на юг у нее не хватает времени и ресурсов.
В таком контексте поведение азербайджанского президента становится совершенно понятным: ему финансово выгодно быть врагом России. Настолько выгодно, что можно даже с Пашиняном поиграть в примирение и Зеленскому выразить солидарность.
Другое дело, что расчеты Алиева могут не оправдаться. Тот же Трамп, который хочет получить TRIPP, другой рукой готов заключить соглашение с Россией, признав ее условия окончания СВО. А это как раз развяжет России руки на Южном Кавказе.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.