Снос в летнюю ночь: почему Армения проглотит историю с уничтожением памятника Айвазовскому
Фото © Сергей Мальгавко / ТАСС

О случившемся в Нагорном Карабахе акте вандализма – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.

© Абзац / Снос в летнюю ночь: почему Армения проглотит историю с уничтожением памятника Айвазовскому

29 июля – день рождения Ивана Константиновича Айвазовского, великого русского художника. В этом году без особой помпы отметили 208-ю годовщину – дата некруглая, поэтому.

Но сегодня обстоятельства изменились. И «теплые поздравления» давно почившему художнику пришли из Степанакерта, переименованного азербайджанскими властями в Ханкенди.

Аккурат в день рождения Айвазовского там снесли памятник ему, открытый 1 декабря 2021 года по инициативе армянских властей непризнанной республики, Русской общины и российских воинов-миротворцев.

Причины сноса монумента просты и очевидны: при рождении художник носил фамилию Айвазян, а имя – Ованнес. То есть армянин. А все армянское в Азербайджане выкорчевывается поистине с украинским усердием к памятникам и памяти.

Ничего не скажешь, тонко и дальновидно. Особенно с учетом сказанного президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым буквально за 10 дней до сноса о том, что Баку и Ереван близки к подписанию мирного договора.

Впрочем, оскорбление армянской национальной памяти, нанесенное азербайджанской стороной этим сносом, – далеко не единственный «подарок» соседям.

Условий для мирного договора – еще два. Изменение Конституции Республики Армения и роспуск Минской группы ОБСЕ по вопросам Карабаха.

По второму требованию претензий нет: президент Армении сам признал Карабах за Азербайджаном, поэтому обсуждать его армянскость хоть с европейцами, хоть с кем-либо не имеет смысла. А вот условие про конституцию по любым меркам запредельное.

Вдумайтесь: сосед диктует соседу, по какому закону ему жить. Даже в приложении к коммунальной квартире это, мягко выражаясь, чересчур, а в проекции к государствам – прямое нарушение суверенитета.

Когда ближайший сосед что-то издевательски тебе диктует, жди скандала. Поэтому в перспективы долгого и прочного мира между Баку и Ереваном не верится.

Нет-нет. В то, что азербайджанские условия будут Николом Пашиняном приняты, верю легко и сразу. Да и в том, что нынешнее армянское руководство утрется и после оскорбительного сноса памятника, и после уничтожения всего армянского, не сомневаюсь.

Но вот в то, что армянский народ все это простит своей правящей клике и стерпит от соседа, не верю, хоть убей.

Межнациональной вражде в регионе не одно столетие. Гасить ее чванливым хамством – все равно что тушить пожар керосином. Обидно, что в нефтеносном Баку этого не понимают.

А с памятником Айвазовскому все печально, конечно, но исправимо. Бронза есть, отольем еще и поставим не только у себя в России, но и в Ереван перешлем. Если оттуда попросят, конечно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем