Жирный договор: как Трамп получил транзитный коридор в борьбе за передел Южного Кавказа

Президент США Дональд Трамп анонсировал на 8 августа церемонию подписания в Белом доме мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Как республиканец вписался в эту историю, читайте в материале «Абзаца».
«Маршрут Трампа»
В пятницу, 8 августа, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретятся в Белом доме для официальной «церемонии подписания мирного соглашения», сообщил в соцсети Truth Social лидер США Дональд Трамп. Республиканец также анонсировал заключение отдельных двусторонних договоров об экономическом сотрудничестве между Штатами и каждой из стран.
Согласно информации издания Axios, администрация США предложила Пашиняну разрешить американцам развивать транзитный коридор в обмен на гарантии безопасности против любых возможных вторжений в будущем со стороны Азербайджана. Как сообщают неназванные источники в Белом доме, будущий проект получит название «Маршрут Трампа ради международного мира и процветания».
«Эта сделка открывает Армению миру. Вместо того чтобы полагаться на Иран, теперь у них будут США в качестве ключевого партнера», – сказал американский чиновник.

Речь идет о Зангезурском коридоре, который соединит Азербайджан с Нахичеванским регионом, который оторван от основной части страны участком территории Армении протяженностью 32 км. Возможное соглашение, разработкой которого должны будут заняться частные корпорации, предполагает возведение железнодорожной линии, нефте- и газопроводов, а также оптоволоконных линий, что позволит как людям, так и товарам перемещаться между Турцией и Азербайджаном далее в Центральную Азию, минуя Иран или Россию.
Проект сулит миллиарды долларов ежегодной прибыли. Не секрет, что Россия и Иран выступают категорически против инициативы.
Согласно информации источников, достижению нового соглашения способствовал визит в начале 2025 года спецпосланника президента США Стива Уиткоффа в Баку.
Основной дирижер – Великобритания
В сегодняшней ситуации основным дирижером все же являются не США и Трамп, отрицавший в первый срок наличие интересов на Южном Кавказе, а Великобритания, премьер-министр королевства Кир Стармер и местное «глубинное государство», заявил «Абзацу» руководитель сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.
Абсолютно ни для кого не секрет, что с начала XX века британский фактор в той или иной степени присутствует в Закавказье и на Южном Кавказе. По сей день королевство продолжает борьбу с Россией, пытаясь быть основным игроком в регионе, уточнил эксперт:
«Цель не в том, чтобы унизить Россию, потому что азербайджано-армянскую войну остановил президент [РФ] Владимир Путин, цель – победить Российскую Федерацию с помощью других методов. На украинском треке это сделать не удается, теперь нужно создать экономические клещи нашей стране, осуществить культурный и политический бойкот, что и делает сейчас Азербайджан. Коридор, который будет соединять Турцию через Нахичевань (Азербайджан) со среднеазиатским пространством и будет доходить до Китая, а там еще один сепаратистский проект – 50-миллионное уйгурское население. Это уже открытие границ для реализации пантюркского проекта. Зангезур будет способствовать этому явлению, США этому никак не помешают. Этот «мост» станет противовесом Ирану и ослаблением позиций Китая, одновременно усилением британско-американского и прежде всего турецкого факторов».

При этом внезапное вмешательство США не навредит так называемому турецкому проекту «Великий Туран», считает Атаев. Тот вполне может соотноситься с глобальными инициативами Запада, поскольку Турция – это вторая армия НАТО.
Что касается «ключевой роли» Уиткоффа в достижении азербайджано-армянского соглашения, в данном случае важнее помнить, сколько раз в Азербайджане «светились» британские министры, включая премьера Стармера. Интенсивность контактов политических элит Лондона и Баку говорит сама за себя, подчеркнул специалист.
«Сейчас олицетворением Запада являются Соединенные Штаты. Я думаю, Стармер продал этот проект Трампу, потому что ему нужен сейчас ореол миротворца, не зря республиканца ряд государств сейчас номинирует на Нобелевскую премию мира. Европейцы хотят здесь подкупить Трампа. Безусловно, существует проблема нашего неумения конструировать союзников на постсоветском пространстве, поэтому сейчас мы наблюдаем, как некоторые из этих стран встают в позу оппозиционеров. К сожалению, опыт Грузии времен [Михаила] Саакашвили не учит соседей дружить с Российской Федерацией. Несмотря на это, в экономическом смысле через какое-то время как геополитика, так и география поспособствуют тому, что российский фактор на Евразийском континенте будет ключевым, это объективная реальность», – убежден Атаев.
Эксперт также настаивает на том, что даже если сегодня в Вашингтоне будет подписано соглашение о строительстве «Маршрута Трампа», то проект «Север – Юг» никто не останавливал. Его главная экономическая и политическая доминанта – Китай – из Евразии никуда уходить не собирается, а интересы Пекина, равно как и политика, в отличие от американских, являются соразмерными объективной реальности в контексте нынешнего азербайджано-армянского соглашения.

Визит 6 августа в Москву короля Малайзии султана Ибрагима и его встреча с Путиным также говорят о развитии проекта «Север – Юг». Наши новые приоритеты, которые формируются естественным путем, – движение в Юго-Восточную Азию и на Дальний Восток.
Атаев акцентировал внимание на том, что БРИКС становится реальной силой, которая очень серьезно влияет на мировую экономику. Об этом четко сигнализирует конфигурация Россия – Индия – Китай – Бразилия, которая сложилась после объявления Трампом очередных пошлин.