Дырой нашего времени: что нам следует изменить в школьных уроках литературы
О плодах правильного изучения классики – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Пару месяцев назад довелось мне пообщаться с большим количеством учителей разных школьных предметов, собранных в одном месте. Про что был проект, не расскажу, поскольку «на устах моих печать молчания», где был проект – тоже не расскажу. Скажу разве что – «далеко от Москвы».
Один эпизод мне там особо запомнился, потому что «не по службе, а по душе». Беседовали о разном интересном с преподавателями русского языка и литературы. Я возьми и спроси: «Вот подойдет к вам завтра ученик 10-го класса и спросит: «Скажите, Марьиванна, а Печорин у Лермонтова – патриот?» Что вы ему ответите?»
Как-то так вышло, что молодые (в возрасте до 30 лет) учителя ничего не смогли мне ответить. Они такого не проходили, в программе этого нет, и ученики такого – по их опыту – не спрашивают. А вот учительница моего возраста (то есть за 50, я стар, я суперстар) нашла ответ почти мгновенно: «Печорин, как бы мы к нему ни относились, русский офицер, он воюет на Кавказе в составе русской армии, как воевал и сам Лермонтов. Одно это заставляет нас считать его, возможно, лично не вполне хорошим человеком, тут споры допустимы, но несомненным патриотом».
Моя сверстница, как и я сам, училась в советской школе и, очевидно, в еще советском, хотя уже пострадавшем от перестройки и развития капитализма университете. Она знает ответ на вопрос, который при преподавании литературы в школе на самом-то деле является главным: «Кто из литературных героев – наш, за Россию?»
Да, дорогие друзья, уважаемые читатели, я сам уверен и вас хотел бы убедить в одной нехитрой истине. Главное назначение средней школы – воспитание гражданина, патриота, готового защищать государство Российское и служить ему. Сначала – защищать и служить, а потом, во вторую очередь – действовать на собственное благо и реализовать потенциал своей неповторимой личности.
Наоборот воспитывать ни в коем случае нельзя: если сначала ты с твоими хотелками, а потом государство, то завтра не останется государства (как мы со сверстницей видели на собственном опыте) и места для самореализации не останется тоже.
Патриотизм как приоритет – это основа выживания социума, народа и личности. Всего сразу.
А воспитывается патриотизм рассказами о Родине и ее героях. Можно сказать по-модному: патриотическими смыслами, заключенными в нарративы и упакованными в современные коммуникативные практики (серьезно, сегодня профессионалы примерно так и говорят). А можно сказать по старинке: патриотизм воспитывают хорошие книжки и умные учителя на уроках истории и литературы. Если не воспитывают – государство гибнет и народ гибнет. Потому что, как научил нас немецкий канцлер Бисмарк, важнейшие битвы выигрывает школьный учитель.
И нет, дорогие друзья, у нас на этом важнейшем фронте не все в порядке. Все учились в школе. Все читали «Войну и мир». Когда дело дошло до дела, полмиллиона превратились в «релокантов». Убежали от родины к ее врагам. Еще, наверное, столько же стали «внутренними эмигрантами». Если верить социологам (ВЦИОМ, февральский опрос 2025 года), 19% опрошенных выражают свое несогласие с решением о проведении СВО. Пятая часть взрослого населения страны.
Как хотите, а я считаю, что виной всему – недостаточный уровень преподавания в средней школе истории и литературы. Недостаточный уровень понимания школьными учителями смысла своей работы.
Мы про учителей в последнее время очень много говорим. Все больше – про зарплаты. Конечно, надо больше платить. Намного больше. Я двумя руками за. Вот только... Я не уверен, что повышение зарплаты заставит моих недолгих знакомых задуматься о патриотизме героя нашего времени.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.