Рак кожи: 8 фактов о меланоме, знание которых может спасти жизнь
Врачи рассказали, какой может быть меланома и стоит ли удалять все родинки в качестве профилактики рака кожи.
В 2021 году диагноз «меланома кожи» впервые был установлен 11 412 россиянам. Летальным исходом закончилась болезнь для 1548 мужчин и 1669 женщин. Эксперты называют меланому агрессивным и крайне коварным заболеванием. «Абзац» обратился к врачам с просьбой перечислить важные факты о меланоме, знание которых могло бы помочь минимизировать риски болезни и смерти от рака кожи.
Риск столкнуться с меланомой зависит в том числе от возраста
По статистике за 2021 год, среди россиян, кому впервые была диагностирована меланома кожи, было 4588 мужчин и 6824 женщины. К.м.н, врач-онколог, главный врач федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» Андрей Пылёв в беседе с корреспондентом «Абзаца» назвал эти данные вполне объяснимыми:
«Ультрафиолетовое излучение – основной фактор, провоцирующий развитие меланомы. Женщины чаще предпочитают ношение открытой одежды, юбок. По этой причине они больше рискуют столкнуться с меланомой, например в области ног».
Разговаривая с «Абзацем», к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии и косметологии ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия Управления делами Президента Российской Федерации», врач-дерматовенеролог Медицинского научно-образовательного центра МГУ им М.В. Ломоносова Анна Миченко подчеркнула, что многое зависит от возраста человека:
«До 40 лет с меланомой чаще встречаются женщины, после 40 лет – мужчины. А в целом мужчины всех рас подвержены большему риску развития меланомы. Может быть, это связано с андрогенами, но не исключено, что мужчины хуже защищаются от ультрафиолета и неохотно обращаются к врачам».
Пылёв и Миченко едины во мнении, что меланома – болезнь второй половины жизни (обычно её случаи регистрируются после 40 лет, а пик заболеваемости приходится на 60-80 лет), у детей случаи рака кожи крайне редки.
Меланома появляется не только из родинок
Примерно в 30% случаев меланома развивается на месте ранее существовавших пигментных образований, а во всех остальных – на фоне не изменённой кожи, из кожных меланоцитов, уточнил онколог:
«Никто не может предсказать, в каком меланоците произойдёт мутация – в том, что в невусе, или в том, что на чистой коже».
По этой причине спикеры «Абзаца» не считают обоснованным в целях профилактики меланомы удаление с кожи абсолютно всех образований.
Для людей с факторами риска есть своя «инструкция»
Для ранней диагностики специалисты предлагают тактику динамического наблюдения с фотокартированием, которое включает фотографирование всего кожного покрова и фиксацию дерматоскопических изображений наиболее подозрительных образований. Чтобы поймать меланому на ранней стадии, эффективнее всего прицельно её искать у пациентов с факторами риска, считает дерматовенеролог Миченко.
По просьбе «Абзаца» онколог Пылёв перечислил факторы риска развития меланомы:
Людям с факторами риска следует выполнять особые рекомендации.
- Проводить самостоятельный осмотр всего кожного покрова один раз в три месяца, при этом искать любые новые или меняющиеся образования либо образования с подозрительными признаками. Подозрительными следует считать образования, соответствующие «АЦ-правилу», где «А» – асимметрия, «Ц» – больше одного цвета. Также с подозрением следует относиться к новообразованиям с симптомом «гадкого утёнка» (это образования, отличающиеся от всех остальных).
- Обращаться к дерматологу для обследования с помощью дерматоскопа при обнаружении новых, меняющихся или подозрительных образований.
Когда ещё следует показывать новообразования кожи врачу, пояснил онколог:
«Также подозрение должна вызвать родинка, которая вдруг стала «неспокойной» – начала расти, чесаться, на ней появились мокнущие участки».
Дерматовенеролог предупредила, что меланома бывает разной и порой её крайне сложно диагностировать:
«Согласно гистологической классификации, существует широкий спектр различных типов меланом, почти каждая из них может быть пигментной и беспигментной. К тому же бывают случаи меланом, которые клинически и дерматоскопически неотличимы от невусов».
По этой причине специалисты рекомендуют отправлять на гистологическое исследование все удаляемые родинки.
Не только ультрафиолет виноват в появлении меланомы
На развитие меланомы влияют два фактора – ультрафиолет и генетическая предрасположенность.
«Ультрафиолет воздействует на ДНК человека и вызывает «поломки». В свою очередь, эти мутации приводят к возникновению злокачественной опухоли. Обычно эффект избыточной инсоляции проявляется спустя 20-30-40 лет», – объяснил Пылёв.
По словам онколога, некоторые виды меланом очень зависимы от ультрафиолета, например лентиго-меланома. Эта разновидность рака в большинстве случаев локализуется на лице и других открытых участках тела. Чаще всего ею заболевают жители регионов с повышенной инсоляцией. Но далеко не всегда ультрафиолет виноват в развитии меланомы, обратила внимание дерматовенеролог. В качестве примера она привела меланому слизистых оболочек (конъюнктивы, носовых пазух, гениталий, желудочно-кишечного тракта, мочеполового тракта):
«Меланомы слизистых оболочек при локализации в недоступных визуальному осмотру зонах выявить на ранних стадиях очень сложно. Часто они диагностируются поздно, лишь после начала кровотечения, или когда опухоль достигает значительных размеров и вызывает физический дискомфорт. В данном случае причиной развития меланомы является генетическая предрасположенность».
Некоторым людям всегда нужна защита от солнца
По словам спикеров «Абзаца», обычно в средних широтах рекомендуется использовать средства с SPF (Sun Protection Factor – фактор защиты от УФ-излучения) с марта по ноябрь. Однако есть категории людей, которым необходимо защищаться от солнца в течение всего года – это пациенты с заболеваниями, провоцируемыми ультрафиолетом. Таковыми являются, например, красная волчанка, фотодерматит, пигментная ксеродерма.
Пигментную ксеродерму Миченко называет самым опасным заболеванием с точки зрения развития многих злокачественных новообразований кожи, включая меланому. У таких пациентов риск возрастают в 1000-2000 раз по сравнению со здоровыми людьми, и опухоли часто развиваются уже в детстве:
«Если у здорового человека мутации, вызванные воздействием ультрафиолета, самостоятельно «вырезаются», и восстанавливается нормальное строение ДНК, то у пациентов с пигментной ксеродермой механизмы восстановления (репарации) ДНК нарушены. Эти поломки организм не лечит, а копит с самого младенчества».
Эту проблему сложно не заметить, поскольку кожа пациентов с пигментной ксеродермой уже в детском или подростковом возрасте становится пёстрой за счёт большого количества пигментированных и депигментированных пятен.
«Таким пациентам рекомендовано вести буквально ночной образ жизни и регулярно наблюдаться у врача, обследуя новообразования кожи. Также врачи подбирают им необходимые дозировки витамина D», – пояснила дерматовенеролог.
Травматизация доброкачественного невуса не превращает его в меланому
Миченко напомнила о результатах эксперимента, проводившегося в 60-х годах XX века на рыбах, генетически предрасположенных к меланоме (рыб поделили на несколько групп в зависимости от характера травматизации, также выделили контрольную группу животных, которых не травмировали, и затем наблюдали их в течение всей жизни):
«В результате меланома развивалась либо не в месте травмы, либо у тех рыб, которых не травмировали».
Также врач упомянула об эксперименте с участием людей-добровольцев – им сначала частично удаляли родинки, а потом удаляли остаток и искали в нём признаки перерождения.
«Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют прийти к выводу, что если исходный невус генетически доброкачественный (не содержит мутаций, характерных для меланомы), то в случае травмы он останется доброкачественным. Если же в нём формируются мутации, предопределяющие развитие меланомы, то дальше патологический процесс развивается по своим законам», – обратила внимание собеседница «Абзаца».
Мутации бывают врождёнными либо приобретёнными под действием ультрафиолета.
Растущие из родинки волосы не всегда говорят о её доброкачественности
Растущие из родинки волосы говорят о том, что невус является врождённым, а также указывают на высокие риски рецидива, если человек захочет удалить это образование. Вдоль волосяного фолликула часть невуса может уходить в глубину. Поскольку врач старается оставить минимальный след после процедуры удаления, бывает, что часть клеток невуса, распространившаяся вдоль волосяного фолликула вглубь кожи, остаётся. Она-то и может дать в течение двух лет после удаления рецидив.
«Угрозы здоровью рецидивные невусы не несут. Однако важно не пропустить рецидив меланомы, который обычно отличается более поздними сроками развития. Также меланома распространяется за пределы рубца, в отличие от рецидивного невуса, который обычно расположен в пределах рубца», – предупредила дерматовенеролог.
Поэтому в случае возникновения пигментации после удаления невуса следует показаться врачу.
По словам Миченко, факт наличия волоса на родинке не всегда указывает на её доброкачественную природу:
«С помощью дерматоскопа мы видим меланому на очень ранних стадиях, когда она имеет ещё очень маленькую толщину и ещё не дорастает до волосяного фолликула, который находится глубоко, в подкожной жировой клетчатке. Поэтому на ранних этапах развития меланомы волосы могут быть интактны. Если меланома дорастает до подкожной жировой клетчатки, то это уже толстая опухоль. Меланому надо выявлять, когда она имеет небольшую толщину (до 0,8 мм) и располагается в пределах эпидермиса. В этом помогает применение дерматоскопии».
В случае ранней диагностики меланомы высоки шансы выжить
Дерматологи, косметологи обязаны направлять людей с подозрительными образованиями к онкологу. Онколог удаляет образование под местной анестезией и отправляет его на гистологическое исследование. Если это меланома, тогда специалист составляет план действий по дальнейшему обследованию и лечению.
Когда меланома диагностирована на ранней стадии и предприняты необходимые меры, то выздоровление наступает у очень большего процента пациентов – 20-летняя выживаемость достигает 90%, подчеркнули собеседники «Абзаца».
Однако важно учитывать некоторые медицинские нюансы, например толщину меланомы. Именно на неё врачи прежде всего обращают внимание, когда диагностируют заболевание и определяются с лечебной тактикой, обратил внимание онколог:
«Если меланома меньше 0,75 мм и радикально удалена, вероятность прогрессирования болезни значительно снижается. Если меланома толще 0,75 мм (а по российским стандартам – 1 мм), достаточно высок процент микрометастазирования в ближайшие лимфатические узлы. Тогда удалятся ближайший лимфатический узел (сторожевой). Если с ним всё хорошо, то прогноз хороший».
Пылёв подчеркнул, что с появлением иммунотерапии, таргетной терапии даже на поздней стадии заболевания у пациентов есть высокие шансы на выздоровление.
Ранее специалисты рассказали «Абзацу», как генетика повышает риски заболеть раком.
Редакция «Абзаца» предупреждает: мнения и рекомендации специалистов не приравниваются к медицинским назначениям. Имеются противопоказания. Всегда в индивидуальном порядке консультируйтесь со своим лечащим врачом.