«Дети, бегите!»: как военрук устроил теракт в советской школе, убив более 20 учеников

В 1950 году в школе села Гиска Молдавской ССР произошел страшный теракт, унесший жизни более 20 человек. Взрыв устроил военрук Владимир Татарников, решивший таким образом отомстить учительнице, в которую был влюблен. Подробности о страшном происшествии – в материале «Абзаца».
Юность
Владимир Татарников родился летом 1920 года в селе Тулун (ныне – одноименный город в Иркутской области) и рос в детском доме. После совершеннолетия он отправился служить в одну из тувинских армейских частей в городе Кызыле и дослужился до офицерского звания.
После дембеля Татарников женился. У супругов родился сын, но семейная жизнь не задалась, в итоге закончившись разводом. После Великой Отечественной войны Татарников переехал в Ташкент, устроившись на работу в местную пожарную часть. Однако вскоре его уволили за серьезный проступок, исключив из партии.
Мужчина перебрался в Молдавскую ССР: 1949 году он приехал в приднестровский город Бендеры в поисках новой работы. Татарников зашел в местный районный отдел образования, где случайно познакомился с начальником Добровольного общества содействия армии (ДОСАРМ) и через месяц устроился к нему инструктором-минером.

Одновременно мужчина получил работу учителя начальной военной подготовки в школе-семилетке села Гиска (Гыска) неподалеку от Бендер.
Татарникову приглянулась учительница русского, французского и литературы Наталья Донич. Женщина проживала в селе вместе с матерью и девятилетним сыном Мишей.
Наталья стеснялась своего развода с мужем, поэтому новым знакомым она представлялась вдовой, рассказывая, что ее супруг якобы был летчиком и погиб на войне. Сам мужчина хоть и платил алименты, но сына не навещал. Учительницу в селе уважали: она отличалась покладистым характером, любила детей, сочиняла стихи и вела в школе поэтический кружок.
Роман с учительницей
Наталья ответила взаимностью на ухаживания со стороны Татарникова. У них закрутился роман, а спустя некоторое время вместе с домочадцами она переехала жить к мужчине. Постепенно розовые очки спали у нее с глаз. Наталья стала замечать, что Владимир не такой идеальный, каким она его представляла: мужчина оказался замкнутым, нелюдимым и очень ревнивым.
«Дядя мой говорил учительнице: «Наташа, бросай ты этого татарина, он тебя убьет», – рассказывала позже Мелания Онуфриева, которая была ученицей пятого класса школы села Гиска.
В порыве ревности Татарников угрожал Наталье физической расправой. Однажды женщина проснулась посреди ночи и увидела, как Владимир стоит возле ее кровати с топором в руках. Этот случай стал поворотным моментом – вместе с матерью и сыном она покинула дом Татарникова.

Однако о причине расставания с Владимиром женщина решила не рассказывать своим знакомым. Наталья выдумала историю о том, что случайно узнала о браке Татарникова, поэтому решила уйти от него.
Женщина сняла комнату в доме пенсионера Петра Лищенко и продолжала ходить на работу, где ей приходилось общаться со своим бывшим сожителем. Учительница держалась отстраненно, но Татарников не хотел сдаваться. Мужчина начал буквально преследовать Наталью и от уговоров перешел к угрозам, чем окончательно ее напугал.
Она хотела рассказал обо всем происходившем в районо и даже написала туда письмо с просьбой о помощи, но так и не отправила его.
В апреле 1950 года Татарников позвал Наталью в гости, чтобы якобы отпраздновать свой день рождения. Женщина не ответила на приглашение, чем привела Владимира в ярость.
Пьяный мужчина в компании собутыльников поздно ночью пришел к Донич домой. Учительница не ответила на стук в дверь и требования выйти, поэтому пьяные гости ушли ни с чем. Все повторилось на следующий день: вечером Татарников после застолья вновь пришел к Донич с угрозами.
Роковой «подарок»
4 апреля после весенних каникул Наталья отправилась на работу. У учительницы было новое расписание уроков, поэтому вместо второй смены женщина должна была выходить в первую. Сын Натальи Миша, его одноклассница Валя (внучка хозяина дома) и ее двоюродный брат учились во вторую смену, поэтому остались дома.
За детьми присматривала мать Натальи. Она занималась по хозяйству, когда в дверь вдруг постучали. На пороге с сумкой в руках стоял Татарников. Он попросил позвать Наталью. Однако мужчине пришелся не по нраву ответ о том, что женщина сейчас на работе, поэтому он начал обыскивать дом.
Мать Натальи поинтересовалась у Владимира, что лежит у него в сумке, на что Татарников сказал: «Это для Наточки подарок». Мужчина убедился, что учительницы дома нет, и отправился в школу, прихватив сумку.

«Подарком» для Натальи было самодельное взрывное устройство (СВУ) мощностью 12 килограммов в тротиловом эквиваленте.
Владимир без труда достал все необходимое для изготовления СВУ: как инструктор ДОСАРМ он участвовал в разминировании многочисленных бомб, оставшихся со времен войны в окрестностях Бендер. Обезвреженные взрывные устройства свозились в штаб ДОСАРМ и хранились в кабинетах сотрудников без документации.
По некоторым данным, Татарников хотел взорваться вместе с Натальей на своем «дне рождения», потом – в ее съемной квартире, однако оба плана провалились. По пути в квартиру Татарников зашел на почту и отправил несколько заранее заготовленных писем, в том числе своей бывшей супруге.
«Прощай, дорогая Аня. Причину ты знаешь. Передай привет сыну Толе», – говорилось в его предсмертной записке.
Владимир пришел с бомбой в школу, когда Наталья вела урок литературы у пятиклассников. Мужчина подпалил фитиль и рванул дверь на себя. Он вбежал в класс, когда учительница была у подоконника и рассказывала детям что-то из школьной программы.
«Он забежал в школу с криком: «Дети, бегите кто куда, потому что сейчас вы погибнете!» – рассказывала ученица пятого класса Дора Сологуб.
Наталья растерялась из-за внезапного появления Татарникова. Мужчина подбежал к ней, схватил и прижал к себе. Выжившие школьники рассказывали, что учительница успела прокричать «Мамочки!», после чего прогремел страшный взрыв.
Трупы детей складывали на подводы
В результате мощного взрыва построенное из саманного кирпича здание школы моментально превратилось в руины. Мало кто успел выбежать во двор, а под завалами были погребены не только ученики пятого, но и дети из соседних помещений.
К месту взрыва прибежали жители села, в том числе родственники учеников. Позже к школе приехали милиционеры, чекисты и врачи. Жители села доставали из-под руин детей, однако живыми находили не всех.
В материалах расследования говорится, что трупы детей складывали в подводы и отправляли по домам, чтобы избежать большой давки. Некоторые из родных погибших учеников не выдержали горя и вскоре скончались от сердечных приступов.

Выживших детей перевезли в сельскую больницу, а тех, которые пострадали больше всего, отправляли в больницы Бендер и Тирасполя, где за их жизнь боролись лучшие врачи округа.
Известно, что медики год пытались спасти пятиклассника Ваню Федоренко, получившего тяжелые ранения при взрыве. Две сестры мальчика погибли при обрушении школы. Однако самого Ваню вылечить так и не удалось: он скончался в 1951 году, не приходя в сознание.
На поиски выживших детей лично отправился глава молдавского МВД, они длились несколько часов. Один из пятиклассников чудом остался жив: когда Татарников ворвался в класс, мальчик испугался и замер на месте. Он сидел за второй партой крайнего левого ряда.
Повезло выжить и его однокласснице Мелании Онуфриевой. Девочка добежала до учительского стола, который в итоге накрыл школьницу при взрыве, – он защитил ее от рухнувшего потолка.
Мелания сильно пострадала: обгорела голова, она ослепла, потеряла слух и получила переломы рук и ног. Прогнозы врачей были неутешительными, но судьба распорядилась иначе. Со временем переломы школьницы срослись, зрение постепенно вернулось, а слух частично восстановился.
Годы спустя Мелания вышла замуж и родила троих детей. Ее история стала счастливым исключением, поскольку многие дети после трагедии на всю жизнь остались инвалидами.
Об этом запретили говорить
В результате взрыва кроме Татарникова погибли 23 человека, среди которых 21 школьник, Наталья Донич и завуч Николай Данилов. Учительницу похоронили в Тирасполе, а мать и сын отправились жить к ее брату в другой город.
Внучку пенсионера Лищенко, который приютил семью Донич, стали травить в новой школе, под которую местная администрация выделила здание на другом конце села. Ученики узнали, что Татарников хотел взорвать учительницу в доме Лищенко, поэтому стали винить Валентину в том, что этого не произошло.

Для расследования теракта была создана спецкомиссия, в которую вошли Николай Щелоков и Константин Черненко – будущие глава МВД СССР и генсек ЦК КПСС. Виновными в трагедии признали членов ДОСАРМ. В результате проверки было выявлено множество нарушений при разминировании территории Бендерского района.
Глава республиканского филиала ДОСАРМ оправдался желанием как можно быстрее обезопасить местных жителей, которые часто находили оставшиеся с войны снаряды. Позже чиновника уволили с должности и исключили из партии.
Главу Бендерского отдела ДОСАРМ, из штаба которого Татарников похитил взрывчатку, привлекли к уголовной ответственности. Кроме того, досталось и руководству Одесского военного округа. После строгого выговора военным поставили ультиматум: разминировать район в кратчайшие сроки, что вскоре и было сделано.
Все сведения о взрыве в школе Гиски власти попытались засекретить. По словам Онуфриевой, всем запретили об этом говорить, а председатель райисполкома уговаривал ее отца, обещая помочь девочке с учебой и работой, если он подпишет документы о том, что школьница уже родилась такой, а не пострадала при взрыве.
Из двенадцати выпускников-семиклассников при взрыве погибли семеро детей. В 1950 году школу окончили лишь пятеро. Одним из них был местный житель Илья Сухович, который в 2004 году добился того, чтобы о теракте в Гиске узнал весь мир.
Был составлен список погибших, а в 2007 году стараниями жителей села Гиски неподалеку от места взрыва появилась мемориальная плита, на которой высечены имена жертв трагедии.