Тегерану в самое сердце: зачем президент Ирана выступил в пользу Украины
О неожиданных словах Масуда Пезешкиана – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
Президент Ирана сделал в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН заявление: «Мы никогда не одобряли агрессию против Украины».
Таких слов трудно было ожидать от его предшественника – Ибрахима Раиси. Так что, Иран больше нам не союзник?
Дело скорее в ситуативном контексте. Ближний Восток на пороге большой войны. Израиль вот-вот начнёт операцию в Ливане, а далее может запылать по всему контролируемому Ираном шиитскому полумесяцу – в Сирии, Ираке. Хуситы подтянутся.
А Ирану война сейчас не нужна. Рано.
При этом в Тегеране сильна «партия мира». Представителем её выступает теперь целый президент. Этой группе политиков кажется, что с США можно договориться и провернуть-таки ядерную сделку.
Но президент в Иране, как мы помним, не главный. Тем более что в стране спешно проводят операцию «Преемник» – речь о передаче высшей власти в Исламской Республике от действующего духовного лидера Али Хаменеи его сыну Моджтабе. Война во время смены лидера была бы особенно некстати. И с этим тоже связано иранское ситуативное стремление не раздражать Запад.
США тоже в данный момент в отношении Ближнего Востока «миролюбивы». У них ресурса на поддержку Зеленского едва хватает, а тут вот-вот пыхнёт в Ливане. Мутит там сейчас Британия, толкая на авантюру Нетаньяху. Вашингтонские демократы ждут ноябрьских выборов.
Тегерану, кстати, победа Трампа – ну никак. И в этом, возможно, наши предпочтения противоречат иранским.
Не будем забывать, что Россия и Иран при неоднократно подтверждённом с обеих сторон стратегическом партнёрстве имеют и другие разногласия. Например, в болезненном для Тегерана вопросе юрисдикции небольших островов в Персидском заливе. Их фактически контролируют ОАЭ, а нам с ними ссориться не с руки. Ну и ещё есть у нас с Ираном противоречия по мелочам.
Но не будем цепляться к риторике персов в Нью-Йорке. Она по-своему хитрая. Если послушать представителей Ирана, так они и боеприпасы нам для СВО не отгружают.
Суть от этого не меняется. Иран, как и Китай, обречён на союзничество с Россией против Запада. Если мы проиграем в этой схватке, они будут следующими на съедение.
Так что пусть Пезешкиан говорит. Союз между Москвой и Тегераном крепок не на словах, а на деле.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.