рубрики

Оруэлл, грешный мой язык: почему мы «перестали читать антиутопии»
Фото © Анастасия Романова / Абзац

О лидерах книжных продаж – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Выступил тут гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и заявил, что продажи Оруэлла, дескать, падают: «Он не входит даже в первую пятёрку. Антиутопии в общем стали хуже продаваться».

А на первом месте у него российские классики: Достоевский, Толстой, Булгаков. С тем же Мастером и, что удивительно, всё с той же Маргаритой.

Не пугайтесь, короче, грохота в коридоре. Это Оруэлл упал. А вместе с ним, судя по всему, и Замятин с Хаксли, и Уэллс с Кларком, и Брэдбери с Саймаком, и вообще всё воинство академической фантастики, включая Ефремова и Стругацких.

Оруэлл, грешный мой язык: почему мы «перестали читать антиутопии»
Фото © Анастасия Романова / Абзац

Зато русские классики наступают. Особенно «Мастер и Маргарита» поднялась в рейтинге. Видимо, в свете, мягко говоря, сомнительной экранизации перебежавшего обратно сына перебежчика.

Заявление поначалу выглядит странно. Простите, а современная проза как себя чувствует? Обгоняет русскую классику или, наоборот, отстаёт? Какая – русская или зарубежная? Как себя чувствует на прилавках жанровая беллетристика? И прочая, и прочая.

Что, по сути, сказал Капьев, кроме того, что железный Оруэлл грохнулся? Да ничего. Все этого Оруэлла уже прочли. Прекрасная, кстати, книга – «1984». Демшиза десятилетиями ставила её нам в укор, тогда как виртуозно описанный тоталитаризм имел в романе исключительно англосаксонский вид. И если когда-то мы о нём только читали, то сейчас видим воочию.

Оруэлл, грешный мой язык: почему мы «перестали читать антиутопии»
Фото © Анастасия Романова / Абзац

Вопрос о смысле выступления гендиректора «Эксмо» остаётся открытым. В июне он так же загадочно заявил, что «постановки по мотивам молодёжных романов в жанре young adult могут привлечь подростков в театры».

Дескать, издательство планирует проводить регулярные «питчинги» (простите, но из песни слов не выкинешь) и сотрудничать с театрами, чтобы увеличить количество постановок по произведениям современных российских авторов.

За всё хорошее против всего плохого – кто ж против. Но я смотрю подведённые в марте ежегодные итоги отбора получателей госсубсидии на издание социально значимой литературы. «Эксмо» в списке счастливчиков не значится. Вот и подумалось, что, возможно, в будущем году издательство постарается исправить ситуацию и вытянуть счастливый билет.

Оруэлл, грешный мой язык: почему мы «перестали читать антиутопии»
Фото © Анастасия Романова / Абзац

Пикантности добавляет, что в том же марте МВД предложило вернуть лицензирование российских книжных издательств, отчего многие в отрасли покрылись холодным потом. Стоит уже сейчас проявлять публичную гражданскую активность, что гендиректор и делает.

Повод не так уж важен, главное – мелькать, вырабатывая у публики и контролёров стойкую ассоциацию имени «Эксмо» с радением за процветание Отечества.

И ни в коем случае не вдаваться в качество остальной выпускаемой издательством литературы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем