Всё с путём: как БАМ менял судьбы тысяч советских людей
К 50-летию строительства Байкало-Амурской магистрали – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Вообще-то проект железной дороги до Тихого океана обсуждался в России ещё в конце XIX века. Топографическая разведка маршрута началась в 1926 году, а в 1932-м на строительство бросили мощности ГУЛАГа.
Но после начала Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей разобрали, металл пошёл на нужды обороны.
Затем к магистрали вернулись, в 1958 году сдали участок Тайшет – Братск – Усть-Кут и на этом строительство приостановили. Полвека мы отсчитываем с даты очередного возобновления в 1974-м.
Отсутствие такой магистрали сыграло роковую для России роль в войне с Японией в 1904 году. Счастье и беда империи – в её неохватности. Если супостат занялся разбоем в твоём дальнем углу, неудобно туда тянуться.
Реинкарнация БАМа пришлась на обострение отношений с Китаем. На случай войны надо было готовить подвозные пути. И образ генерала Куропаткина, выводящего жалостливым голосом «На сопках Маньчжурии», стал являться членам брежневского политбюро.
Рекрутировали строителей в малонаселённые регионы с помощью агитации и зарплатных надбавок. БАМ объявили «всесоюзной комсомольской стройкой», прибывшую трудовую молодёжь одели в курточки стройотрядов – сшитые на манер джинсовых, с бессчётным числом нашивок на какие-то там этапы. В результате строитель БАМа напоминал чемодан туриста с наклейками отелей.
А из всех утюгов неслась песня: «БАМ-бам-бам-бам-бам – это веление жизни. БАМ-бам-бам-бам-бам – это подарок отчизне». Треск и барабанный бой.
Прямо на строящиеся в Восточной Сибири пути привозили выступать артистов, в том числе американца Дина Рида, который с гитарой забирался на крыши вагонов для исполнения буги-вуги.
Проект развивал целые районы страны. По всему пути строили станции, вокруг которых, по замыслу, постепенно должны были расти города. Архитекторы работали не покладая рук, бюджеты текли рекой.
Для многих молодых людей БАМ стал возможностью начать жизнь с чистого листа. Получить пусть в медвежьем углу, зато нормальное по площади и удобствам жильё (бесплатно), стать первым парнем или девкой в какой-нибудь Амгуни, а то и в самой «столице БАМа» Тынде.
Агитации было много, но надо отметить, что откровенно халтурных фильмов о БАМе не делали. Понимали, что такое уже не канает. Советский человек к середине семидесятых утратил многие иллюзии и стал прагматичнее.
Потом империя стала угасать, да и угроза войны с китайцами вроде миновала. О БАМе забыли.
Хорошо, что вспомнили о магистрали уже в нашем веке и продолжили её развивать. Озаботились прокладкой вторых веток. Всё-таки это приграничье, где порох нужно держать сухим. Мы мирные люди, но пути подвоза боеприпасов и живой силы должны быть в идеальном порядке.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.