рубрики

Брат без брата: как дуэт писателей Вайнеров покорил сердца и распался
Фото © «Место встречи изменить нельзя» режиссёр Станислав Говорухин / Kinopoisk.ru

К 15-летию смерти Георгия Вайнера – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Совместное творчество восхищает любого, кто сам сочиняет. Как можно поделить сокровенное? Уступить часть воображаемого? Как взять себе то, что породил другой ум? Пусть даже близкий, родной.

Братья Вайнеры – не первый тандем в пантеоне культуры. Творили в кино братья Васильевы. Кумирами интеллигенции были Стругацкие. Мировая проза знает Эдмона и Жюля де Гонкур. И всё же, феномен братского творчества изумляет. И настораживает.

Аркадий и Георгий Вайнеры создали вместе два десятка литературных произведений. Почти все они широко известны благодаря талантливым экранизациям. Жанр, в котором творили братья, был чрезвычайно популярен в советской стране.

Брат без брата: как дуэт писателей Вайнеров покорил сердца и распался
Фото © «Место встречи изменить нельзя» режиссёр Станислав Говорухин / Kinopoisk.ru

Детективами зачитывались трудящиеся и студенты. Люди перехватывали друг у друга бережно обёрнутые в пергаментную бумагу книги.

Вайнеры внесли в жанр свою мелодию – тонкое понимание психологии преступника и следователя. Созданные ими образы работника милиции, будь то легендарные Шарапов и Жеглов или разошедшийся огромными тиражами в печати и миллионными копиями на экранах следователь Тихонов, – новаторские. Вайнеровские.

В глубоком проникновении в тему не обойтись было без знаний профессионального следователя Аркадия и без недюжинного литературного дара Георгия.

Брат без брата: как дуэт писателей Вайнеров покорил сердца и распался
Фото © «Визит к Минотавру» режиссёр Эльдор Уразбаев / Kinopoisk.ru

Их творчество оборвалось внезапно – накануне распада страны, высоко ценившей их работу. В 1990-м Георгий уехал в США, выбрав сладкое слово «свобода».

Два десятка лет парной работы сменились одиночным плаванием в эмиграции, не принёсшим на алтарь словесности ровным счётом ничего.

Аркадий остался «на объекте». И тоже не смог ничего создать без брата.

Накануне отъезда Георгий увлёкся темой «ответственности народа за тоталитаризм». Её имплантировали в советские умы иностранные институты, близкие к Пентагону. В конце 1980-х специалисты по компостированию мозгов работали в СССР, проникали в творческие союзы, раздавали задания: «народ должен чувствовать коллективную вину».

Брат без брата: как дуэт писателей Вайнеров покорил сердца и распался
Фото © Борис Кавашкин / ТАСС / Писатель Аркадий Вайнер

Следователь Тихонов – советский интеллектуал, ироничный и влюбчивый, имевший сочувствие к оступившимся, – вдруг изменил себе. Стал преследователем теней прошлого, вовлекая в охоту на них читателя. В награду за такое усердие Георгию и открылась дорога в Нью-Йорк.

Служба в старейшей и совсем устаревшей газете «Новое русское слово» Георгию ничего не принесла. Газета при его редакторстве загнулась. Перестала быть ежедневной, стала приложением, а потом и вовсе была как будто продана украинскому олигарху Рабиновичу. И исчезла.

Ровно 15 лет назад Георгий умер «от сердца». Оно отказалось служить уходящей натуре.

Брат без брата: как дуэт писателей Вайнеров покорил сердца и распался
Фото © «Следователь Тихонов» режиссёр Сергей Снежкин / Kinopoisk.ru

На кладбище в Нью-Джерси вырос ещё один холмик с неприметной плитой и фамилией латинскими буквами. Проходящий мимо американец не всплакнёт и не преклонит голову: мало ли Вайнеров в Марьиной Роще...

Зато мы помним работников МУР Володю Шарапова и Стаса Тихонова. Знаем, как важно жить, приближая эпоху, нет, эру милосердия.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем