рубрики

Альтернатива дня Германии: почему победившие правые не изменят Европарламент
Фото © IMAGO / Metodi Popow / ТАСС

Об итогах выборов – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.

В принципе, картина уже к ночи была ясна. Проценты партий на европейских выборах прозрачны. Результаты примечательны. Но влияние они окажут скорее на отдельные страны ЕС, а не союз в целом.

В Германии ныне оппозиционные ХДС/ХСС лидируют с большим отрывом – 29,5%. «Зелёные» рухнули с 21 до 12%. СДПГ Шольца падает до 14% – самый плохой результат на европейских выборах. АдГ («Альтернатива для Германии») становится второй по величине силой в Германии с 16,5%. «Свободные демократы» (где безумная Штрак-Циммерман мечтает разбомбить Россию) опять получили 5%, Сара Вагенкнехт – 5,6%.

Всё это важно для внутренней политики Германии. Несмотря на кампанию дискредитации в СМИ, а также прямое насилие и террор (позавчера опять избили двух депутатов АдГ), немцы голосуют за «Альтернативу». Потому что правящая коалиция имеет такой уровень «популярности», что вообще не имеет права руководить.

«Зелёные» за два года правления достали граждан своим неадекватом и непрофессионализмом во всех сферах – от энергетики и экономики до внешней политики. И сдаётся, что этим они будут заниматься до следующих выборов, потому что нет в Германии процедуры роспуска парламента по итогам европейских голосований.

Альтернатива дня Германии: почему победившие правые не изменят Европарламент
Фото © Lewis Joly / AP / ТАСС

А во Франции она есть, и Макрон ею воспользовался, потому что получил ошеломительный шлепок по носу от партии Марин Ле Пен. Теперь там распущен парламент, а новые выборы пройдут через три недели.

В Австрии FPÖ, которую СМИ обзывают правой и пророссийской, впервые стала самой сильной партией на европейских выборах. На значительные успехи могут также рассчитывать «Братья Италии» премьер-министра Джорджи Мелони и Партия свободы голландского «правого популиста» Герта Вилдерса. Обожаю выражение «популист». Оно возникает, когда виден успех демократии, которая кому-то не нравится.

А в Бельгии премьер-министр Александр Де Кроо объявил, что уходит в отставку. Его либеральная партия проиграла правому «Фламандскому интересу».

Европа движется вправо, но в парламенте ЕС вряд ли произойдёт заметный сдвиг в эту сторону. Правые партии, похоже, получат не более 200 из 720 мест. Им пока не удалось сформировать единый альянс. Например, партия Ле Пен входит в группу ID, а партия Мелони – в конкурирующую с ней ECR.

Ле Пен агитировала Мелони за объединение, чтобы после выборов сформировать вторую по величине парламентскую группу. Однако неизвестно, удастся ли это осуществить. За Мелони также «ухаживает» влиятельная Европейская народная партия (ЕНП).

Альтернатива дня Германии: почему победившие правые не изменят Европарламент
Фото © Roberto Monaldo / AP / ТАСС

Теперь, согласно прогнозам, христианско-консервативная партийная семья может стать самой мощной силой, получив 175 мест. Теоретически они могут договориться о коалиции с социал-демократами и либералами, как в 2019 году, которым предсказывают 140 и 75 мест соответственно. Вместе они получили бы комфортное большинство.

От Европейской народной партии в парламент идёт Урсула фон дер Ляйен, чтобы ещё на пять лет приватизировать европейский трон. В ЕНП надеются, что её избрание на второй срок пройдёт проще, чем в прошлый раз. В 2019 году протаскивали со скандалом и многочасовыми кризисными переговорами. Безо всяких выборов.

Если Урсула станет председателем Еврокомиссии, выйдет, что она на десять лет заблокирует возможность председательствовать представителям других стран ЕС. Кто там кричал про смену власти как демократический принцип?

При фон дер Ляйен Европа превратилась в континент нормативных актов. Мадам руководит, подписывая их вместо законов. Зато ни один закон в странах ЕС не может быть принят без участия Европарламента. Исключения – внешняя и налоговая политика.

Так что, если кто-то ожидал, что после прихода правых партий в Европарламент что-то изменится, таки нет. Пока не мечтайте.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем