Во Ван и ребус: что мешает Вьетнаму повернуться к России
О переменах в руководстве азиатской страны – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Во Вьетнаме новым президентом стал сторонник сближения с Россией. Генерал То Лам, возглавлявший министерство общественной безопасности (МОБ), сменил досрочно сложившего полномочия прозападного Во Ван Тхыонга.
Сумеет ли Ханой развернуть политику от Вашингтона в сторону Москвы? И, если да, насколько радикально?
Два десятка лет США остаются главным инвестором вьетнамской экономики, в том числе в сфере производства микрочипов и полупроводников. Вьетнам стал для Штатов восьмым по величине торговым партнёром в мире.
Где большая экономика, там и политика. Вашингтон рассматривает страну на берегу Южно-Китайского моря с населением в сотню миллионов человек как потенциальный плацдарм на случай конфликта с Китаем. Об этом открыто говорил президент Байден.
Но в Ханое не желают становиться чужим плацдармом. Страна развивает сотрудничество с Китаем и даже подала заявку на вступление в БРИКС. Ищет свой баланс интересов.
И вот прозападный президент Во Ван Тхыонг стал жертвой антикоррупционной кампании, затеянной спецслужбами. Вынужден уйти в отставку из-за всплывших крупных хищений госсредств, выделенных на рывок в развитии судостроения. И к власти приходит клан силовиков, консерваторов во главе с генералом Ламом.
Однако с новым курсом у страны есть большие сложности. Реальная власть там не у президента – он скорее наёмный исполнитель, работающий под контролем политбюро ЦК Компартии Вьетнама (КПВ). Примерно так было у нас в СССР, но с одним отличием – во вьетнамское политбюро входит немало сторонников Вашингтона.
А у американцев как раз сейчас появилась для Вьетнама свежая вкусная морковка. Они начали борьбу за перенос крупных производств микрочипов из взрывоопасного Тайваня в какую-нибудь другую юрисдикцию. И Ханой – среди претендентов.
Вьетнамские коммунисты уже предложили расположить производства на их территории – да хотя бы и в национальном «Технопарке имени Хошимина».
Речь идёт о слишком большом куше. И как его получить, не отказавшись от «баланса интересов» и «поворота к России», – ещё загадка. Ребус.
В Ханое свою дипломатию именуют «бамбуковой». Дескать, мы сначала стелемся, как мягкие побеги, а потом стебель вырастет, распрямится и будет расти как ему удобно.
Проблема в том, что сейчас у Вьетнама фаза мягких в отношении Америки побегов.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.