рубрики

Чемодан, вокзал: зачем президент Германии попёрся в Стамбул
Фото © ERDEM SAHIN / EPA / ТАСС

О странном визите Франка-Вальтера Штайнмайера – колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.

Полсотни демонстрантов выкрикивали на турецком «Германия – убийца». Случилась драка с силовиками. На историческом вокзале Сиркеджи встретили Штайнмайера плакатом – его фотография рядом с Гитлером и Нетаньяху. Было написано: «Нет разницы».

Вот так с шутками и прибаутками начался визит под хэштегом «жалкий». Зачем Штайнмайер попёрся в Турцию, если влияние президента ФРГ на международную политику равно примерно нулю?

Турецкое общество сводит сейчас все вопросы к Израилю и Газе. И настроения не на стороне Тель-Авива. Правительство президента Эрдогана поддерживает палестинскую террористическую организацию ХАМАС.

А Германия поддерживает Израиль, даже если тот убивает тысячи палестинских детей. И вот эти углы Штайнмайер приехал сглаживать рассказами о достижениях турецких мигрантов.

«Они помогли построить нашу страну, сделали её сильной», – заявил Штайнмайер на вокзале, откуда с 1961 года сотни тысяч турок отправились в Германию в качестве так называемых гастарбайтеров.

Он пытался сказать, что, невзирая на сегодняшний расклад, турок и немец – братья навек. Турки помогали отстраивать послевоенную Германию, поэтому можно обойти такие разногласия, как отношение к практикам Израиля.

«Этот вокзал символизирует тесную связь между нашими двумя странами», – сказал Штайнмайер. И добавил: «Когда мы в Германии через месяц будем отмечать 75-летие нашей республики, мы будем делать это, зная миллионы историй людей турецкого происхождения».

Встреча Штайнмайера с Эрдоганом даже не запланирована. Двусторонние отношения в течение многих лет остаются трудными. Германия видит в Турции «дефицит демократии и прав человека». В последние годы президент Эрдоган отвечал на подобную критику с нескрываемым гневом.

В самой Германии наблюдаются трудности с интеграцией третьего поколения турецких мигрантов. Хотя бы потому, что Эрдоган им сказал: «Ассимиляция – это геноцид».

С послевоенным строительством всё оказалось совсем не так, как нам годами рассказывали немецкие «историки». Файлы германского МИД показывают, что правительство вообще не хотело привлекать гастарбайтеров, делало это только под давлением США и европейских стран.

Португалия, Испания, Италия также отправляли в Германию массы своих безработных. Заодно примиряясь с «самым большим агрессором в истории» спустя всего несколько лет после войны.

Срок пребывания турецких рабочих был ограничен двумя годами, подчёркивался «временный характер». И Турция сначала заботилась, чтобы обученные рабочие возвращались домой как можно скорее.

Гастарбайтеры хорошо получали за свой труд на заводах. А те, кто действительно строил заново послевоенную Германию, не получали за это денег. В основном это были немецкие женщины, но про это Штайнмайер не сказал.

Конечно, самым постыдным в его поездке было собственноручное нарезание дёнер-кебаба в какой-то забегаловке с целью показать, как он близок турецкому народу. Над этим стыдливо хихикают в немецкой прессе.

Но ему никогда не удастся убедить турецкую улицу в том, что Израиль прав.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем