Шагали три товарища: как Георгий Данелия признался в любви к столице
К 60-летию фильма «Я шагаю по Москве» – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Один день с раннего утра до позднего вечера. Прогулка как бы случайно попавшихся на глаза зрителю героев. В ролях 18-летние Никита Михалков, Евгений Стеблов и чуть постарше Алексей Локтев и Галина Польских.
На пути у них – разного рода встречи и мелкие приключения. Нагромождение нарядных пустяков. Панорама жизни. Отпечаток эпохи. Москва, которую мы потеряли.
Картина, быть может, – лучший образчик советской Новой волны, где холодный парижский формализм смешан с горячим лиризмом сценариста Геннадия Шпаликова. В результате получилось нечто божественное.
И, возможно, Шпаликова в ленте этой больше самого Данелии. Такой лёгкости в картинах режиссёра без этого сценариста уже не было.
После просмотра нельзя было не влюбиться в столицу нашей родины. Чуть ли не первое на моей памяти такое игровое объяснение в чувствах к целому городу.
Потом возникла целая категория таких лент. Через два года признался в любви к Москве в похожем стиле Марлен Хуциев. Но его «Июльский дождь», сделанный по слишком французским лекалам, получился грустным. Впрочем, так и было задумано.
Я всегда был ровен к большинству постановок Данелии. Но в «Я шагаю по Москве» вышло у него ощущение упоительной неги, лета, молодости, светлого будущего – когда всё впереди, и оно непременно будет хорошим. Казалось, и «оттепель» не кончится никогда.
Через сорок лет идея необременительного фильма-променада со сверхзадачей влюбить зрителя в город оказалась вновь реализована сначала Алексеем Учителем с его «Прогулкой», затем Оксаной Бычковой с «Питер FM».
Правда, теперь кинематографисты объяснялись в любви уже к другому ослепительному городу, где лето всё так же не кончалось.
Понятное дело, оба фильма, особенно второй, по сути, были ремейками «Я шагаю по Москве». Они вышли из шинели Георгия Данелии, вернее, сценариста Геннадия Шпаликова.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.