Проникновенный фашизм: новый взгляд на Аушвиц в британском фильме «Зона интересов»
О глубокой работе Джонатана Глейзера – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Блестящая картина получила призы на прошлогоднем Каннском фестивале. А теперь появилась и в наших соцсетях – с профессиональным переводом.
Давненько не получал я такого удовольствия от кино. Сильнейшее обличение нацизма от режиссёра, снимавшего в девяностые клипы для Radiohead и Massive Attack.
Вообще замечаю, что клипмейкеры начали стекаться в серьёзный кинематограф, что не всегда оправданно. Например, «Космонавт» Юхана Ренка меня разочаровал.
У Глейзера я видел раньше только «Побудь в моей шкуре» 2013 года со Скарлетт Йоханссон, ленту ладную и пустую. А в «Зоне интересов» он неожиданно выдал глубину.
В кадре – Освенцим, который теперь принято называть на немецкий манер Аушвицем. Полюс вселенского зла и вселенского страдания. По эту сторону колючки – особнячки, где проживает комендант лагеря Рудольф Хёсс и обслуживающий персонал с семьями.
Идиллические домики, стриженые газоны, смех беззаботной детворы. А папы и мамы, попив утреннего кофе, отправляются трудиться за высокую ограду.
Возвращаются к ужину уставшие, целуют домашних, играют с собаками. Комендант читает детям сказки на ночь, а его жена мечтает снова поехать на курорт.
Важные события – там, в зоне – зрителю не показывают. Тот же приём, что у Стоппарда в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Сохранились описания реального быта прилагерных нацистских посёлков. Михаил Ромм ещё диву давался их идиллиям в «Обыкновенном фашизме».
Нередко пишут, что близкие гитлеровских извергов, как и большинство населения рейха, не ведали, что творится за колючей проволокой. Глаза их, дескать, раскрылись уже потом, а тогда мужья и отцы их ни во что не посвящали.
Так вот, фильм о том, что всё они прекрасно знали. И это их не удручало.
Не думаю, что нынешние арийцы сильно отличаются от прежних. Если им прикажут – выпьют чашечку домашнего кофе и с лёгким сердцем пойдут на такую же, как у прадедов, работу. А зона интересов у них всегда на востоке.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.