рубрики

РЕШ и угар: как прогрессивные (и не очень талантливые) писатели нашли себе покровительницу 
Фото: ТАСС / Валерий Шарифулин

О книжной «Редакции Елены Шубиной» – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Известная в узком кругу издательница Шубина дала интервью девочковому «Форбсу» – журналу Forbes Woman.

Интервьюерша с придыханием расспрашивала, как она всего добилась и в чём секрет ослепительного успеха. Елена в той же тональности отвечала: всё сама, много-много трудилась и достигла наконец собственного бренда. В таких случаях принято ещё передавать привет родителям, но тут обошлось.

Изучив интервью, я обнаружил, что с большинством авторов, которых приютила у себя Шубина, категорически не знаком. Или знаком шапочно. Или знаком, но со рвотным рефлексом.

Леонид Юзефович, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Гузель Яхина, Алексей Сальников, Шамиль Идиатуллин и другие признанные мастера.

Из всех перечисленных ценю разве что Сальникова, и то лучший, на мой вкус, его роман «Отдел» прошёл мимо РЕШ («Редакция Елены Шубиной»). А те, что послабее, печатала она. То ли Шубина от «Отдела» была не в восторге, что выдаёт многое, то ли Сальников решил не доверять его такому издателю.

Юзефович – это чаще всего пустые, как бы исторические как бы детективы с прицелом на глубокомыслие. Отрада образованца, считающего себя интеллектуалом. Мэнээса больших амбиций. Роман «Казароза», твою дивизию. От одного этого слова тошнит, как и в целом от творчества Леонида Юзефовича.

Такую литературу публика, пестуемая РЕШ, ценит. По своей сути бульварную, но с претензией на «сурьёз». Чтобы читалось без затруднений и было прогрессивно до мозга костей в свете последних трендов.

Евгений Водолазкин образ имеет бледный, мечтательный и занудный. Как и предыдущий фигурант, склонен к псевдоисторическим реконструкциям, но на беду свою неряшлив. Взять того же «Авиатора», где на каждом углу искристая дребедень вроде патефона вместо граммофона в самом начале века, до Первой мировой. Впрочем, кто ж такое заметит? Не редактор же.

РЕШ и угар: как прогрессивные (и не очень талантливые) писатели нашли себе покровительницу 
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Про Яхину и Улицкую даже заикаться не буду. Обе политически озабочены и страдают хронической непереносимостью Отечества. Улицкая даже отчалила на историческую родину, однако изжога её и там не отпустила. А скверно пишущая Яхина никогда не простит нам, русским, безжалостное угнетение себя задолго до своего рождения.

Про «признанного отечественного писателя» Шамиля Идиатуллина я, увы, не знаю. Скажу лишь, что феномен «новой серьёзной литературы», которая в прошлой жизни считалась литературой второго (если не третьего) сорта, – предмет отдельного обсуждения.

Интервью оставило ощущение, что отпочковавшаяся от АСТ в 2012 году «Редакция Елены Шубиной» – это секта, куда пускают не за волшебство, а по убеждениям. В дверях со значением смотрят в глаза. Приветствуют друг друга особым секретным рукопожатием. Кружок петрашевцев.

И они на полном серьёзе отождествляют себя с современной русской литературой. Считают себя единственными её жрецами.

Сидели бы негромко в своём погребке – вопросов бы не возникало. Но они бойкие экспансионисты. А поляна, увы, не бескрайняя. Загадить её – раз плюнуть.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем