Восход солнца вручную: как Запад устроил Русско-японскую войну 1904 года
К 120-летию конфликта на Дальнем Востоке – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Это была первая в истории прокси-война Запада против России.
К столкновению с Японией Россия подготовилась бы лучше, если бы в 1891 году наш 23-летний тогда цесаревич, будущий Николай Второй, не посетил Токио. Визит запомнился государю попыткой покушения на него и общим ощущением дикости.
Русская эскадра смотрелась на фоне японской нищеты как флот межгалактической империи. И потом государь отмахивался от всех донесений разведки, говоривших о подготовке Японией нападения на Россию.
Но проблема была в том, что у Токио нашёлся тайный могущественный покровитель в лице Германии, которая желала натравить самураев на Россию. Тогда и началась милитаризация Японии на деньги Запада.
При этом Германия считалась союзницей России, через неё шла львиная доля нашей торговли с Западом. Все зерновые сделки проходили через немецкие порты. Россия, как часто бывало в истории, смотрела с восхищением на Запад.
А Берлин уже задумал прибрать к рукам вообще всю российскую экономику. И поперёк немецких планов шёл наш проект укрепления сотрудничества с Китаем. Россия в 1903 году завершила строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД), которая открывала нам доступ к огромному восточному рынку.
У Запада были свои планы на этот регион. Германия силой захватила несколько китайских портов, заставив императора Поднебесной подписать договор об их аренде на 99 лет. В планах был раздел Китая на немецкую и британскую сферы влияния.
У японцев же был свой зуб на нас. В 1894 году русский экспедиционный корпус выбил их из китайского порта Люйшунькоу. Он был переименован в Порт-Артур. Китай сдал нам бухту Порт-Артура в аренду сроком на 25 лет.
Готовя самураев к военному конфликту с Россией, в первые годы XX века немецкие промышленники вместе с британскими банкирами построили Японии современный флот из эсминцев и бронированных линкоров, а также заводы по производству винтовок и пулемётов. В западных банках для Японии был открыт безграничный кредит, лишь бы только лишить русских доступа к Тихому океану.
Параллельно европейские державы развязали против России информационную войну. Мол, русский царь хочет подчинить Китай (а мы – нет, не хотим) и обижает миролюбивых японцев (а мы их спасём).
Так и были подготовлены настроения. И в ночь на 9 февраля 1904 года началось. Японский флот без объявления войны напал на российскую эскадру и вывел из строя несколько наших кораблей. Началась осада Порт-Артура.
Тут же внутри страны раскричались наши либералы, леваки и всевозможные борцы с царизмом. Стали превозносить японского императора. Подогреваемое недовольство тягостями войны постепенно привело к революции 1905 года.
Собственно, с подачи революционеров войну 1904-1905 гг. у нас в учебниках истории и стали называть позорной. До сих пор этот стереотип живёт. И совершенно напрасно: да, ту войну мы проиграли, но достойно.
Стойкость русских защитников Порт-Артура, дравшихся полгода в полном окружении, сорвала надежды европейских стратегов на японский блицкриг. Вместо быстрого похода по русским дальневосточным городам и сёлам японцы увязли, потеряли тысячи солдат в «мясных штурмах».
Порт-Артур был сдан 5 января 1905 года. А уже через четыре дня в Петербурге с кровавого воскресенья началась Первая русская революция.
Главным уроком Японской войны для нашей власти должно было стать понимание (но для царя и его приближённых, похоже, не стало), что оборону против врага нужно выстраивать не только на внешних рубежах, но и внутри страны. Оппозиционные политики, включая террористов, получали финансирование из-за рубежа, а правительство не имело представления, что с этим делать.
Этот урок истории мы не должны забывать. Ведь психология тусовки иноагентов с тех пор не особо изменилась. А мы долго не понимали, как это русские студенты сто лет назад могли желать поражения своей стране и гибели своим солдатам.
СВО расставила всё по местам.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.