Вживлять стало веселей: почему люди-киборги появятся очень нескоро
О технологии имплантации нейрочипов, рождённой в СССР, – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Ох уж эти «всемогущие» инженеры Илона Маска. Они порой напоминают мультяшных Фиксиков.
Вживление чипов человеку, о «первом» опыте которого объявил американский миллиардер, – не такое уж новшество. Ещё в 1962 году в Ленинграде нейрофизиолог Наталия Бехтерева (кстати, блокадница) успешно провела операцию по вживлению электродов женщине, страдавшей болезнью Паркинсона. Вот она была первой.
С тех пор появилась и полвека развивалась целая наука на стыке неврологии и нейрохирургии. Электроды в мозг давно вживили сотням тысяч пациентов для лечения различных нервных болезней.
Лет десять назад австралийские учёные разработали технологию быстрого вживления сотен электродов из наноматериалов. А в 2021 году в лаборатории Neuralink показали обезьяну с мозговыми имплантатами, которая «силой мысли» играла в примитивную компьютерную игру.
Но учёные пока лишь научили нейрочипы распознавать простейшие команды головного мозга, такие как желание сдвинуть курсор на экране или стремление поднять руку.
В принципе, этого хватает для управления протезом. Но до подлинного слияния человека с компьютером далеко хотя бы по той причине, что для этого потребуется вживить в один мозг не тысячу электродов, а миллиард. И даже если хирурги автоматизируют процесс и на один электрод будут тратить секунду, такая операция займёт десятки лет.
Так что рано волноваться о появлении расы сверхлюдей, наделённых способностями искусственного интеллекта. Как и ждать слияния всех чипированных людей в некий коллективный разум, «который станет новым Богом».
Страшилки эти – рекламная замануха для инвесторов, чтобы они побыстрее вкладывались в стартапы Маска. Спешили «оказаться на правильной стороне истории».
Маск в пиаре вообще мастер. Электрокары выпускались даже в СССР, но Илан сделал из них предмет культа.
Да и прототип спутникового интернета Starlink был придуман у нас. Как и многое другое, на чём сегодня жируют американские корпорации, – от «большой фармы» до IT, собирая со всего мира дань.
Просто невозможно представить, какой задел всему миру оставила советская наука. Эти профессора на скромных зарплатах, презираемые доценты и нищие младшие научные сотрудники. До сих пор на их открытиях паразитируют за океаном.
А сколько советских работ ещё ждут своего часа. Та же Наталья Петровна Бехтерева экспериментировала с технологиями достижения бессмертия: дескать, нашему мозгу под силу не только остановить «внутренние часы», но и перезапустить их заново. Представляете, сколько американские геронтократы будут готовы заплатить?
Нам просто нужны свои Илоны Маски – молодые предприниматели, умеющие делать состояния на инвестициях в науку.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.