Литий на нашу мельницу: зачем США расширили арктический шельф
Обострение борьбы за северные ресурсы и территории предсказывает обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
США расширили свои претензии на континентальный шлейф в Арктике. Иллюстрирующая эти претензии карта демонстрирует полуохват нашей российской Арктики со стороны некогда нашей же Аляски.
От слов к делу – уже в марте 2024 года НАТО планирует самые массовые в истории региона военные учения под провокационным названием «Нордический ответ». Примерно 20 тысяч солдат альянса собираются в них поучаствовать.
Цель учений не скрывают: координация на случай войны с Россией. Отрепетируют разрушение нашей военной инфраструктуры, примерятся, насколько далеко силы НАТО смогу ударить вглубь России.
Арктическая точка мирового напряжения вызревала давно. В октябре глава военного комитета НАТО Роб Бауэр призвал готовиться к конфликту в Арктике, который, по его словам, может произойти в любой момент.
Неприятно, но ожидаемо. Углеводороды и запасы лития – стратегического компонента для производства аккумуляторов – рано или поздно должны были стать предметом оспаривания арктическими странами.
Наши готовились, строили Северный морской коридор как «исторически сложившуюся транспортную коммуникацию России в Арктике». В комплекте со всеми военными составляющими – средства ПВО, аэродромы, расположение арктических подразделений, прорабатывали логистику.
Ныне в нашей Арктике совсем не так, как в советском фильме «Начальник Чукотки», где интересы страны был вынужден отстаивать лишь один юный коммунист в исполнении Михаила Кононова. Но вызов действительно серьёзный.
Конечно же, рассматривать арктическую точку возможной бифуркации следует в контексте общемирового кризиса. Вражеская спешка с учениями впрямую вызвана наметившимися у нас успехами в зоне проведения СВО.
Противник старается вывести Россию из равновесия, как минимум растащить наши силы по всей необъятной нашей территории. Но заходить в Арктику для обеспечения там интересов своей безопасности мы стали с некоторым опережением.
Одно дело – учения, другое – война. Воевать с нами в географически привычных нам условиях – затея была бы спорная.
Кроме того, для дряхлеющего гегемона война в Арктике, при всех её ископаемых ништяках в случае победы, станет всё-таки переворотом шахматной доски. Как им самими растянуть свои немалые, но всё-таки считаные силы между уже существующими тремя театрами военных действий – тихоокеанским, ближневосточным и украинским? А тут четвёртый – арктический. Не порвутся ли у дядюшки Сэма его потрёпанные джинсы?
Арктика наша. А что до споров о границах шельфа – все международные уложения по ним в среднесрочной перспективе будут подвергнуты ревизии. Владеть территориями будут те, кто сможет их защитить.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.