Слово о пацанах: почему мы запали на кино о подростковых бандах
Феномен криминального сериала Жоры Крыжовникова разгадывает обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Просмотрев вышедшую вчера последнюю серию «Слова пацана», я понял тех, кто требовал запретить его показ. И дело не в романтизации преступности, не в опасении, что телевизор якобы научит молодёжь плохому.
Пацаны из казанских уличных группировок конца восьмидесятых, ставшие героями сюжета «на реальных событиях», были как раз поголовно воспитаны на добродушных советских кинофильмах. Им это не помогло.
И какая там, к чёрту, романтизация, когда члены банды произносят иезуитскую формулу «слово пацана – только для пацанов», когда изнасилованная школьница становится отверженной даже в собственной семье... Все эти драчуны выглядят в сериале собравшимися в стаю трусами, какими и были в реальности.
Нет, смотреть на них страшно взрослым. Вчерашней «скорлупе», которая сегодня, глядя на собственных детей, с ужасом спрашивает себя: «Что я сделал не так?» Совсем как герой Сергея Бурунова, отец двух участников группировки.
И сериал даёт таким родителям ответ – со всей прямотой, от которой не отвернуться и не скрыться.
В «Пацане» два 14-летних героя: двоечник Марат, младший брат афганца, ставшего лидером дворовой банды, и Андрей из бедной интеллигентной семьи – отличник и ученик музыкальной школы. Объединяет их то, что оба выросли без отца. Но в разных смыслах.
Отец Андрея давно умер. Его наручные часы Андрей продаёт, чтобы поехать вместе с бандой в Москву. А у Марата отец всё время проводит на работе, он руководитель. Дом – полная чаша. Но детям нужен отец, а не его деньги.
Показательна сцена в финальной серии, когда афганец Вова неловко предлагает отцу обняться, но тот холодно отстраняется. Поэтому сыновья и уходят из обеспеченной семьи в уличную группировку.
Режиссёр Андрей Першин, больше известный как Жора Крыжовников (фильм «Горько», сериал «Звоните Ди Каприо»), уловил больной нерв современных взрослых – страх потерять контакт с собственными детьми. Они у нас тоже ведь часто предоставлены сами себе или социальным сетям. Или няне из соседней республики, потому что родители «слишком заняты».
И пусть сегодня нет таких уличных группировок, но есть страшные сетевые паблики, попав под влияние которых, подростки становятся послушным орудием неизвестно в чьих руках.
Крыжовников показывает, как легко потерять ребёнка, входящего в трудный возраст. Он вдруг начинает жить по чужим и жестоким правилам, а родители растерянно спрашивают себя: «Что мы сделали не так?»
Да сущую мелочь – примерно всё.
Но «Слово пацана» даёт и добрый совет: чтобы этого не произошло, родителям нужно просто быть. В смысле – быть рядом. И иногда просто обнять, когда ребёнку это нужно.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.