Голоса всё глуше: как триумф западных радиостанций обернулся их упадком
Эпоху «вражеских голосов» к 35-летию прекращения их глушения в СССР вспоминает обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.
Летом 1980 года, когда мне было 14 лет, к нам в гости приехал дядя Лёня из города Горького (ныне Нижний Новгород). Он преподавал физику в местном вузе, но диссидентские порывы погубили его карьеру.
Оказавшись у нас в квартире, он деловито осмотрел радиолу «Ригонда», на которой мы в основном слушали пластинки, сбегал на соседнюю свалку, принёс оттуда толстый медный провод, одним концом вставил в гнездо на задней стенке «Ригонды», другим примотал к батарее и объяснил, чем интересен коротковолновый диапазон. Вот так просто и буднично начался мой роман с «вражескими голосами».
Вскоре грянули «польские события», следить за которыми только по публикациям советской прессы было затруднительно; там даже Валенсу сначала называли «Валесой». Тогда я начал проводить в классе политинформации по материалам «голосов». Это продолжалось месяца три, потом меня раскусили и из политинформаторов выгнали.
Впрочем, я не только слушал «голоса», но и читал, например, книгу Н.Н. Яковлева «ЦРУ против СССР», поэтому быстро разобрался в сортах пропаганды. «Голос Америки»* – это был довольно пресный вашингтонский официоз. Би-би-си* – умеренная антисоветчина для эстетов: среди передач выделялись «Севооборот» Севы Новгородцева, воспитавший музыкальные вкусы не одного поколения, и «Глядя из Лондона» Маши Слоним. А вот «Немецкую волну»* и «Радио Свобода»* я изначально воспринимал как грешное удовольствие, то есть политическую порнуху.
Две последние радиостанции глушили чаще всего, но это плохо помогало. Иногда «голоса» было разборчиво слышно сквозь помехи, иногда было достаточно перейти на другую частоту того же радио.
Более радикальным средством был бы полный отказ от выпуска приёмников с КВ-диапазоном, и это одно время тоже пытались сделать, но каким-то образом в советских семьях оказались десятки миллионов устройств, которые с помощью нехитрых манипуляций типа описанной выше могли использоваться для потребления западной пропаганды.
Выходит, что глушилки – мощные радиопередатчики, работавшие по всей стране и не производившие ничего, кроме шума, – лишь повышали, подчас незаслуженно, доверие к «голосам»: если глушат – значит, боятся, а если боятся – значит, это правда. Очень сильный получался образ: слово правды, упорно пробивающееся сквозь искусственные преграды.
Остановка глушилок в конце 1988 года не только сэкономила государству приличную сумму. Это было и символическое признание поражения в войне идей. Поражения, которое тогда воспринималось как победа. Ну как же, в стране гласность, и всё, что раньше звучало у вас в наушниках, сегодня можно прочесть в «Московском комсомольце». И даже больше! И даже хлеще!
Впрочем, самим «голосам» всё это не сулило ничего хорошего. Они быстро затерялись в море перестроечной, либеральной и жёлтой прессы, на смену Новгородцеву поспешило FM-радио, а потом и вовсе наступила эпоха интернета. Радиовещание «из-за бугра» как таковое прекратилось, и рупоры западной пропаганды встали в один ряд с прочими новостными сайтами.
Эпоха сменилась, но пропаганда никуда не делась. Более того, она стала изощрённее. Сегодняшняя пропаганда через соцсети пытается убедить человека в том, что до внушаемых ему мыслей он дошёл сам, что это его свободное самовыражение. Надо признать, что после начала СВО запрещённые ныне соцсети работали на противника более эффективно, чем традиционные «Свобода» и «Немецкая волна».
Вернулись и глушилки в новом обличии. Теперь это блокировки сайтов Роскомнадзором, внесение в список иноагентов или нежелательных организаций. Но и сегодня, как и сорок или пятьдесят лет назад, эти меры при желании можно обойти. И нынешняя либерально-западная пропаганда шла бы тут на ура, если бы ей, как в советское время, противостояла тщательно выглаженная информационная пустыня.
К нашему счастью, это не так.
У нас здесь своя информационная жизнь, бурная, разнообразная и подчас бестолковая, в которой пропагандистский яд противника теряет силу вернее, чем в монотонном вое и хрипе глушилок.
Более того, сегодня настал черёд Запада глушить информацию, идущую из России, и успех телеканала Russia Today, который пользуется популярностью у западного зрителя, несмотря на блокировки, ограничения и прочие притеснения, говорит нам о том, что лучшая глушилка – это собственная яркая и смелая пропаганда.
*СМИ внесено в реестр иноагентов и запрещено в РФ.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.