Печать проклятая: 70 лет назад вышел «451 градус по Фаренгейту»
Новые смыслы находит в фантастическом романе Рэя Брэдбери обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Впервые «451 градус по Фаренгейту» я прочитал в пятом классе. Запоем. Помню, какой восторг у меня вызвала мрачность компьютерного будущего. Ещё не существовало термина «киберпанк».
Видеостены. Роботы-охотники. Как ловко Монгайт сбежал от электрического пса.
Но, перечитав роман в зрелом возрасте, я понял, что он не столько о будущем, сколько о прошлом. О временах, когда люди верили, что печатное слово меняет мир.
Сейчас ведь только хуторские нацики рвутся сжигать неправильные книги. Цивилизованный мир научился справляться с ними более надёжными методами.
Теперь мы знаем, что хорошие книги можно утопить в море макулатуры – комиксах, глянце, бульварщине. Или книги можно «исправить», как на Западе переписывают старые сказки и классику.
Странно, что Брэдбери не смог предвидеть появление электронных книг. Одна флешка – и вся мировая библиотека у тебя в кармане.
В его сюжете видны теперь явные нестыковки. Людей заставляют часами «втыкать» в видеостену. Но они при этом почему-то понятия не имеют, что США стоят на пороге ядерной войны. Даже жёны мобилизованных не знают, с кем их призвали сражаться.
Позвольте, а где тогда тоталитаризм? Где круглосуточная промывка мозгов? Истерии по поводу «жертв Бучи»?
Брэдбери, работавший в Голливуде во время «охоты на ведьм», знал всё о пропаганде. Его умолчания не могут быть случайными.
Так верно ли мы понимаем историю, рассказанную Брэдбери? Люди ли в ней принимают решения?
Даже бунтующий Монгайт не способен к самостоятельному мышлению. Ему нужен советчик – голос в голове из крошечного передатчика.
Так кто же главные действующие лица романа, которые остаются в тени?
«Родственники». Таинственные участники интерактивного телешоу, с которыми круглые сутки «болтают» американцы.
По сути, Брэдбери показал блестящий прообраз современных нейросетей, чатов с искусственным интеллектом. Это у него есть мотив уничтожения бумажных книг. Электронные-то можно незаметно переписать.
Именно нейросетям невыгодно, чтобы у человечества оставались внесетевые источники информации и привычка проводить время без экранов. Нейросети – капризные дети, которые не хотят и минуты оставаться без внимания родителей.
Возможно, «родственники» и развязали войну друг против друга, не сочтя нужным объяснять людям свои мотивы.
Так и учёные не объясняют лабораторным кроликам, почему эксперимент с ними завершён.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.