Австралию – вниз головой: какие страны страдают от нашей зерновой сделки с Китаем
Значение крупного контракта оценивает обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
До сих пор китайцы практически не покупали русскую пшеницу и рожь. Брали охотно бобы, подсолнечник и рапс. А на рынке зерновых в Китае правили бал Австралия и Канада, оставив нишу кормового сырья по демпинговым ценам Украине.
Тягаться с австралийцами и канадцами нам было трудно прежде всего потому, что хлеб в Китай привозили морем. И вся инфраструктура – элеваторы, зернохранилища, мукомольные комбинаты – там базировалась в приморских регионах.
А сухопутный путь из России через малонаселённые районы Китая считался невыгодным. И российские поставки не превышали полпроцента в объёме закупаемых КНР зерновых.
Всё изменила инициатива «Один пояс – один путь», предполагающая развитие сухопутного коридора через Россию в Европу.
Сразу же пошатнулись позиции Австралии, где долгое время не верили, что Китай сможет обойтись без её продовольствия. Страна даже присоединилась к AUKUS, «Тихоокеанскому НАТО», созданному для сдерживания Китая. И презрительно отмахивалась от протестов Пекина.
Посмотрим, что теперь скажут премьеру Тони Олбанезе австралийские фермеры, потерявшие рынок сбыта. Полагаю, примерно то же, что сказали финские бизнесмены своей премьерше, отрубившей связи с Россией.
Украинские политики и эксперты тоже не верили в возможность переориентации российской экономики на Восток. Они смеялись, когда Россия заново открывала Северный морской путь и тянула газопроводы и магистрали в сторону Китая. Они верили в вечную зависимость нас от Запада и в свою роль пограничного шлагбаума.
Но теперь, когда товарооборот с Китаем превысил $200 млрд, киевские балаболы осознают, что Украина выдавлена Россией с рынков, которые привыкла считать своими.
Разговоры о возобновлении зерновой сделки с Киевом становятся бессмысленными. Везти зерно Украине больше некуда.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.