рубрики

Судная западня: почему Израилю нужны переговоры с ХАМАС
Фото © Israel Defense Forces

Власти Иерусалима оказались в положении цейтнота – вынужденного хода, который ухудшит их позицию. Но сделать этот ход придётся, считает обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

ХАМАС заставляет Израиль действовать решительно. Но привычные ответы – бомбёжки, отключение воды и электричества, препятствование поставкам продовольствия, которые превращают сектор Газа в концлагерь для двух миллионов, – на этот раз не дадут результата.

В самом деле, уничтожение в своих домах даже десятков тысяч палестинцев не приведёт к разрешению ситуации. Геноцид миллионов, на который у Израиля не хватает сил, но имеется решимость, приведёт к плачевным для Израиля же дипломатическим и политическим последствиям. Вероятен и военно-технический ответ со стороны соседей.

Выход – только мирные переговоры. Причём для восстановления авторитета, пострадавшего от атаки, израильским властям нужно брать инициативу в свои руки.

ХАМАС уже сделало встречные шаги, и в этом направлении опередив израильских политиков. Его лидеры предложили Израилю переговоры по вопросу обмена заложниками – «всех на всех». И выдвинули инициативу разрешить им строительство порта в секторе Газа – то есть отменить блокаду анклава, поддерживаемую Израилем десятилетиями.

Попытка ответить на предложение врага согласием, впрочем, вызовет в самом Израиле неприятие настолько ожесточённое, что может снести не только правительство, но и политическую верхушку – целый класс.

Это сильный шаг палестинцев. Настолько ловкий, что заставляет подозревать консультации со стороны опытных иностранных дипломатов – мастеров каверзных капканов. Таких, как Уайт Холл.

Ловушка, в которую угодил Израиль, расставлена по всем законам англосаксонской дипломатии канонерок. Куда ни кинь – везде клин.

Любые переговоры неизбежно приведут к переходу к требованиям более широкого характера со стороны Палестинского государства – уже не только и не столько ХАМАС, но официально признанного двумя третями стран – членов ООН правительства ПГ.

В правовом смысле статус обоих государств-противников примерно равен. И Израиль, и Палестина – частично признанные. Палестину признали 139 стран из 193-х. Израиль – около 160. И тому и другому не хватает самой малости до полноценного признания.

Среди не признавших пока Палестину – англосаксонцы (США, Британия и её доминионы), среди отказавшихся признавать Израиль – практически все страны региона. Они не только не вступают с Израилем в дипотношения, но и отрицают само существование еврейского государства. Даже не помечают его на географических картах.

В затянувшемся конфликте между двумя народами именно Израиль соседи обвиняют во всех грехах. В этом ключе стоит отметить сорвавшееся установление дипломатических отношений между Королевством Саудовская Аравия и Израилем. Оно, казалось, уже на мази, но осуждение саудитами нынешних действий израильских властей отдаляет радужные (в хорошем смысле) перспективы.

Саудовской Аравии вторит Катар. Такое единодушие снова возвращает к подозрениям, что вызов Израилю брошен не «боевиками в сандалиях», а спланирован и реализуем опытным игроком-интриганом.

Россия признаёт Государство Палестина. С ним у нас установлены дипотношения. В Кропоткинском переулке Москвы есть представительство с флагом и гербом.

При этом нас связывают с Израилем как формальные нити международного общения, так и множество личных связей, ведь там «на четверть бывший наш народ». В конце концов, санаторно-курортных.

Россия всегда последовательно выступала за мирное урегулирование конфликта, которое именно сейчас стало бы возможным. Да-да. Именно сейчас – после жестокого обострения, из которого нет другого выхода, кроме переговоров.

Конечно, сопротивление в обоих обществах велико.

В израильском, где население выказывает поддержку самым радикальным ответным действиям, оно объяснимо и понятно. Но также понятно, что даже самая жестокая месть не продвинет решение вопроса ни на дюйм, а только отдалит его и принесёт новые человеческие страдания.

Палестине же просто нечего терять. Тот пушной зверёк, которым угрожает палестинцам Израиль, поселился в секторе Газа много лет назад – это его дом.

Можно ожидать давления со стороны мирового сообщества. И давить будут на того, кому есть чем поступаться, – на Израиль.

Отсутствие поддержки Запада, а возможно, и прямая блокада (в этом нет ничего фантастического) нанесёт Израилю, во многом поддерживающему относительное благополучие благодаря США и Западу, раны куда более чувствительные, чем атака ХАМАС. Двигаться к миру нужно быстро, мудро, проявляя недюжинное мужество.

Уступки неизбежны, и к ним нужно быть готовым эмоциональным гражданам Востока. Просто не будет. Не все граждане Израиля настолько безответственны и уверены в собственном превосходстве над обстоятельствами, как беглые макаревичи*. Другого пути, кроме переговоров, у Израиля нет.

*Признан иноагентом в РФ.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем