Замордовали демоны: какие мысли вызывает новый сериал «Большой дом»
Обычно в конфликтах не бывает ангелов и бесов. У каждой стороны своя правда и обида. Но «есть и божий суд».
Эпиграф из Иоанна Златоуста «Мы имеем непобедимого союзника – благодать Духа» в начале каждой серии фильма Егора Кончаловского, вышедшего на одной из онлайн-платформ, настраивает на торжественный и жутковатый лад. Мистический.
1965 год, Ленинград. Чекисты ищут давнего своего врага по кличке Граф, урождённого графа Строганова, бывшего карателя и диверсанта, работавшего во время войны на немецкую разведку, а ныне американского резидента.
У того свои счёты с советской властью – с Гражданской войны ещё, счёты и вправду серьёзные. Советскую власть он ненавидит и имеет на то основания. Только правда ненависти – это неправда. Ненависть застилает разум и неизбежно ведёт человека на сторону зла.
Смотришь и задумываешься о природе предательства, вражды и мести. Враг твоего врага не обязательно друг. Жизнь сложнее двоичного кода. Выбрав посулы дьявола, можно проиграть жизнь как земную, так и небесную. Да что там можно – непременно проиграешь.
Вспомним, например, исторических персонажей прошлого века – генерала Деникина и атамана Краснова. Они как ботинки сэра Генри из «Собаки Баскервилей» – два башмака, а какие разные судьбы. Обиженный на Советы генерал изо всех сил помогал французскому сопротивлению и умер в своей постели. Не менее обиженный казачий атаман служил Гитлеру и был повешен в Лефортовской тюрьме.
Можно, брезгливо поморщившись, не вникать во внутренний мир нелюдя. Сложнее – вникнуть. Не для того, чтобы простить. Но можно понять и ужаснуться. Можно понять и усвоить урок.
Суть предательства как явления – переход из людей в демоны. Предатель – сущность инфернальная. Дать почувствовать это – сверхзадача авантюрного по форме сериала «Большой дом».
Исполнено достойно. Огрехи есть, но сама история берёт за живое. История об уязвимости нашей перед демонами, которые так и норовят в нас вселиться. Стоит только однажды зазеваться.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.