рубрики

Запевки из подполья: 55 лет фильму «Интервенция»
Фото © Интервенция 1968, Ленфильм

Блистательная буффонада Геннадия Полоки долгое время была запрещена к показу – киноиндустрию как раз очищали от заполонившей экраны эксцентрики в духе Мейерхольда.

Все эти несуразности вроде «Последнего жулика», «Человека ниоткуда», «Айболита-66», «Похождений зубного врача» того заслуживали. Но с водой выплеснули здорового ребёнка. На большие экраны фильм вышел с опозданием почти на 20 лет.

К началу съёмок Полока успел прогреметь на всю страну постановкой «Республики ШКИД». А в основу «Интервенции» взял пьесу одессита Льва Славина. Но отстранился от первоосновы, иронизировал над ней.

Говорят, Славин был недоволен. Он, похоже, писал сюжет о противостоянии большевиков и белых с искренним пафосом. На экране же увидел ослепительную стилизацию, чистой воды формализм. Причём притягательный для публики – с песнями и плясками, Высоцким, Юрским, Копеляном, Толубеевым, Золотухиным, Аросевой.

Совершенно безыдейный получился фильм. Как представление в цирке, где только ухахатываться да замирать при кульбитах эквилибристов.

Единственный серьёзный момент – берущая за душу песня в исполнении Высоцкого.

Запевки из подполья: 55 лет фильму «Интервенция»
Фото © Интервенция 1968, Ленфильм

Передёргивание, постмодерн, игра в пролеткульт 1920-х. Зато актёры поработали от души. Они на съёмки приезжали покуражиться.

Цензоры издёвку почувствовали и балаган признали вредным. Слава богу, хотя бы не уничтожили.

Актёры пытались свалять дурочку, написали коллективное письмо: дескать, хотели «возродить принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет советской власти». Но лукавый прогиб не был засчитан, цепные псы режима оказались въедливы.

Геннадий Полока, кажется, с запретом этим сломался. Что он снимал потом – не сразу вспомнишь. В голове только «Республика ШКИД» да «Интервенция».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем